Перейти к содержанию

Уважаемый гость!
Вы не можете оставлять сообщения и не видите некоторые интересные форумы.
Пожалуйста, войдите на форум или ЗАРЕГИСТРИРУЙТЕСЬ! Это не смертельно :)

Проповедь о похоронах.

Оценить эту тему:


Рекомендуемые сообщения

а вот 350 млн. буддистов, 2 млрд. чел. христиан, 800 млн. индуистов, 15 млн. иудеев, 1 млрд. 200 млн. мусульман и около 150 млн. последователей других религий придерживаются другого мнения.

4,5 млрд. человек на земле верующих.

Это большинство...

Готов рубиться с таким количеством народа за свои убеждение, Кстати в чем?

Религия это несерьезно, потому на религиозной почве рубиться даже с одним человеком считаю делом глупым и неблагодарным.

То что подразумевается под словом "Бог" существует, но никто достоверно о нем ничего не знает. Или не существует. Неизвестно.

Религия лишь домысел, возведенный в квазиистину.

 

Другое дело, что способы воздействия на личность, могут приобретать причудливые формы и вызывать раздражение, но это уже не к теологии, а к практике.

В цитате ужЕ и ответ. Каждый поп с своей колокольни по-своему кричит. Различие религий объясняется различием теорий в обосновании некоего высшего. Но если б только теориями, без вреда, проблемой оно не было. Элита использовала и использует религии в управленческих и корыстных целях.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 65
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

trupnikov

Вопрос религии это вопрос веры.

Ты же не будешь отрицать существование веры внутри человека как таковой. Веры, как отношение человека к тому, что он пока не может проверить и доказать фактически, но тем не менее верит в это.

Вот ты например веришь, что бога нет. Это твоя вера. Доказать что его нет, ты тоже не можешь, но тем не менее веришь, что его нет.

В этом смысле ты ничем не отличаешься по статусу от верующих.

Заметь: Никто же на форуме не говорит, что атеизм - "это ложь".

Может быть и есть где-то фанатики в той или иной вере, которые возведут свою веру выше других.

 

В истории полно примеров, когда такая радикальная позиция приводила к уничтожению людей.

Крестоносцы и ваххабиты, революционный атеизм и инквизиция, фашизм и национализм - это явления одной природы.

 

Чего ты лезешь в один ряд с этим. Оно тебе надо?

 

А религия - это процесс мироощущения и связанное с этим поведение человека.

Т.е. твое поведение (например написание поста, что бога нет, а религия - фигня), тоже есть твоя религия, твое поведение, связанное с мировоззрением.

 

Вот такая у тебя религия.

А раз ты говоришь, что религия - несерьёзно, то и твое поведение, по твоим же словам, можно считать несерьёзным?

Или твоё поведение серьёзно, а вот 4,5 млрд. придурков?

 

В общем тема очень пограничная, в свете законов об экстремизме.

 

Если тебя раздражет, чт кто-то другой верит в то, что ты не веришь, то это совершенно непродуктивно. Доказывать не приводя доказательств, тем более верующим, что они неправы - вообще бестолковое занятие. Только поотпихиваешь от себя людей и будешь сидеть сиднем в одиночку.

Лучше изучать и задавать вопросы по вере и религии, делая выводя для себя.

 

Так и людям приятно будет, что ты интересуешься и никто на тебя не будет обижаться, что ты в их сторону не склонился.

 

Давай завернем дискуссию на эту тему.

 

И пускай народ просто проповедует о похоронах.

 

Мусульмане и Иудеи! товарищи представители и других, вероисповеданий!

Может вы заведете свои ветки в форуме и расскажете что там у вас в похоронах происходит в теологическом и практическом смысле?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

trupnikov

А религия - это процесс мироощущения и связанное с этим поведение человека.

У русских есть поговорка. "Пока гром не грянет, мужик не перекреститься". Наш менталитет такой, что к Богу основная масса приходит только в момент крайней нужны. Может, именно поэтому в нашей стране так и прижился атеизм, а вовсе не потому, что веру уничтожали. Моя семья верующая и прошла без потерь через атеизм. Просто чем-то пришлось пожертвовать, например карьерой. Но я не жалею.

Вы не поверите мне, но я всё-таки выскажу предположение, что большинство присутствующих тут воинствующих атеистов перед смертью всё-таки скажет: "Прости меня, Господи и прими меня". Просто их время веры еще не пришло.

И о похоронах. Я силу возраста я присутствую на них часто. И давно заметила, что похороны без отпевания какие-то неловкие. Люди не знают как себя вести, что делать, что говорить. Редко кто скажет надгробное слово, всё прощание с покойным укладывается минут в 10-ть. С этой точки зрения батюшка и отпевание всех спасают, он один заботиться о душе покойного, он один выражает чувства собравшихся.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот ты например веришь, что бога нет. Это твоя вера. Доказать что его нет, ты тоже не можешь, но тем не менее веришь, что его нет.

В этом смысле ты ничем не отличаешься по статусу от верующих.

Заметь: Никто же на форуме не говорит, что атеизм - "это ложь".

 

Я отнюдь не атеист. Атеист верит в то, что Бога нет. Я этого не утверждаю. Если внимательно читал пост:

То что подразумевается под словом "Бог" существует, но никто достоверно о нем ничего не знает. Или не существует. Неизвестно.

Религия лишь домысел, возведенный в квазиистину.

 

В истории полно примеров, когда такая радикальная позиция приводила к уничтожению людей.

Крестоносцы и ваххабиты, революционный атеизм и инквизиция, фашизм и национализм - это явления одной природы.

Чего ты лезешь в один ряд с этим. Оно тебе надо?

Не лезу. Потому что не призываю уничтожать верующих.

 

Если тебя раздражет, чт кто-то другой верит в то, что ты не веришь, то это совершенно непродуктивно.

Каждый может верить во что угодно, это меня совершенно не колышет. Беспокоит, что религии используют в развязывании войн. И в одурачивании населения, для "жирного" служительского брюха. А если более общее, то для контроля над обществом, в интересах властей. Церковь это тоже СМИ, только работает в духовной сфере.

 

Крестоносцы и ваххабиты, революционный атеизм и инквизиция, фашизм и национализм - это явления одной природы.

Еще правильно, что религия, идеология и политика имеют общие цели.

 

А религия - это процесс мироощущения и связанное с этим поведение человека.

Т.е. твое поведение, тоже есть твоя религия, твое поведение, связанное с мировоззрением.

Поведение отдельного человека, связанное с его мировоззрением, это его моральные принципы в действии. Не религия.

Потому что религия явление групповое, с унифицированными атрибутами, процедурами, иерархией... Объединение множества лиц одной целью, делает легче контроль над лицами. После чего лиц используют по своему усмотрению (крестовые походы, ваххабизм и т.п.)

В общем, религия спекулирует на вере в Бога.

 

Давай завернем дискуссию на эту тему.

Финиш.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У русских есть поговорка. "Пока гром не грянет, мужик не перекреститься". Наш менталитет такой, что к Богу основная масса приходит только в момент крайней нужны.

15 лет назад моего сына врачи (ОТ БОГА ) от онкологического заболевания... спасали, а 33 года назад спасали меня (4 операции, состояние клинической смерти, наркотики, которые колют человеку перед смертью. :tear1: :oops: :vodka1:

Осталось лишь "доказательство" на животе в виде знаков вопроса, восклицания и процентов. ^_^

Слава Богу, что все в прошлом!!!.

А в институте мне пришлось сдавать атеизм.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 4 месяца спустя...

Бродя по инету нашла вот еще такие "перлы"

 

Увидев покойника в гробу, машинально не касайтесь своего туловища руками. Это связано с тем, что на том месте, где вы брались рукой, могут вырасти различные кожные наросты в виде опухоли.

 

Вместо подсвечника для свечей используют часто стаканы, в которые насыпают пшеницу. Некоторые люди обсыпают других этой пшеницей и тем самым наводят порчу. Эту пшеницу также нельзя использовать на корм птице или скоту.

 

Если беременная женщина пойдет на похороны - этим она сделает себе зло. Может родиться больной ребенок. Поэтому постарайтесь остаться дома в это время, а попрощаться с близким вам человеком необходимо заранее - до похорон.

 

Я иногда теряюсь в догадках. Как люди одномоментно могут сочетать веру в Бога с такими суевериями? Мало того, что сочетать, но и других еще убеждать в истинности подобного бреда?

Называется это всё Магия Божественного Света

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 6 месяцев спустя...

Ага,тогда и алкоголиков-злоупотребляющих алкоголем,от него и помирающих.

Панкриотитчиков-злоупотребляющих пищей и от нее помирающих.

Насчет панкреотитчиков, такого, вроде нет, а алкоголиков, умерших во время запоя, не отпевают, как самоубийц. В любом случае, тот чин отпевания, который имеется в современной Православнойц Церкви, предполагает, так сказать, канонизацию умершего. Вернее, прошение о ней. "Со святыми упокой...". А как можно просить упокоить со святыми того, кто в блевотине захлебнулся? Но молитва и за таких все равно должна быть. Только не церковная, а домашняя. Что-то вроде того, что "вопреки греховной жизни скончавшегося и благодаря Твоей милости, Господи, избавь его вечных мук".

То, что священник отказался отпевать умершего от СПИДа, то он, думаю, не совсем прав, потому что, во-первых, человека могли заразить недобросовестные врачи, в во-вторых, даже если умерший был наркоман, гей или заразился от простотитки (все это является тяжким грехом), тем не менее, он мог перед смертью покаяться. Кстати, о покаянии. Старообрядцы-поповцы не отпевают того, кто перед смертью не исповедовался и не причастился. В РПЦ этого нет. Может, хорошо, а может, и плохо. Накверное, всё-таки хорошо, потому что лучше по любви ошибиться, чем по фарисейски выполнить каконы. В любом случае, такие вопросы решают не миряне, а священник. А последняя инстанция -- правящий архиерей.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 недели спустя...

Яков, насколько я знаю, по официальным церковным правилам действительно не положено отпевать человека, умершего, так сказать, "от пьянства" ( сейчас нет времени искать цитату, но в какой-то книжке я точно об этом читал ). Такой человек якобы приравнивается к самоубийце - поскольку употреблял алкоголь сознательно, постоянно отравляя собственный организм и ведя его к смерти.

 

Подтверждаю. Действительно смерть причиной которой является алкоголь приравнивается к самоубийству, другое дело что родственники в морге просят облегченные формулировки. К сожалению отпевание оформляются за свечным ящиком, и там не очень интересуются причиной смерти.

 

К большому сожалению,факты подтвердились. Батюшка высказал свою версию:заражённые ВИЧ(СПИД)- все наркоманы и они не угодны богу. Эти люди насильственно обрекли себя на смерть,а самоубийц отпевать нельзя!

Тут есть казус, дело в том что эти люди могли перед смертью покаяться, а раз они покаялись подход должен быть другим. Первый в рай со Христом вошел правый разбойник, а отсюда и эти люди не могут быть отвернуты только по факту наличия у них такого недуга, т.к. они возможно принесли покаяние.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Современные «православные язычники» отличаются крайним скудоумием, когда возникает этот простой, казалось бы, вопрос: «ну зачем, граждане?!».

 

Это точно... :moon:

 

Что-то в этой истории не то (задумчиво). Сдается мне, что нам известны не все обстоятельства дела. А судить по слухам, тем более священнослужителя, задача неблагодарная.

 

Так же подумала.

 

Вот так слухи и о священнослужителях... ... и распространяются. И мнение народа формируется....

И особенно радеют на этом поприще атеисты.

 

Кстати, копнула тут чуть по теме отказа в отпевании при смерти от СПИДа. Выясняется, что и наркоманов и алкоголиков тоже не отпевают - это приравнивается к самоубийству. А как человек тот заболел СПИДом? Наркотики, гомосексуализм? Сие нам неизвестно.

 

А до какого возраста гуманоид имеет статус "дитё"?

До семи лет. Они и без исповеди причащаются до этого возраста.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...

По материалам программы "Свобода в клубах" https://www.svobodanews.ru/archive/ru_bz_ogi/latest/896/107.html

На мой взгляд очень интересный диалог получился.

 

Русские похороны. Что в современных похоронах в России сохранилось из дореволюционных времен, из советских времен? Какие новые традиции появились в последнее время? Помогает ли процедура похорон справляться с трауром или, наоборот, она оказывается такой горькой, что люди потом еще вспоминают эти похороны как нечто, что нужно отдельно переживать?

 

Об этом мы поговорим с историком, архивистом и краеведом Никитой Брусиловским, аспирантом РГГУ, с антропологом Михаилом Алексеевским, ведущим научным сотрудником Государственного республиканского центра русского фольклора, Юлией Власовой, она сотрудник Городской специализированной службы по организации похорон города Москвы, и фотографом Максимом Мармуром, чей опыт работы в "горячих точках" позволял ему наблюдать самые разные похороны на постсоветском пространстве.

 

 

 

Послушаем журналиста, автора книги "Антиглянец", известного блогера Наталию Осс. Она высказывается довольно критично о процедуре русских похорон.

 

Наталия Осс: Прежде всего, огорчает и удручает абсолютная антиэстетичность этой процедуры. И она лежит не просто в области хорошего или плохого вкуса. Все, что связано с русскими похоронами, это абсолютно бесчеловечно по своей эстетике, по ритму, по каким-то отношениям, которые возникают в процессе, по тому, как ведут себя люди, работающие в этой индустрии. Вся эта атрибутика несет в себе какое-то удивительное презрение к смерти, неуважение к живым, и вообще она бесчеловечна, я бы так сказала. Это, мне кажется, даже не зависит от денег. Все мы видели кадры, когда были похороны Ельцина, и там, несмотря на высочайший государственный статус этих похорон, появилась в кадре телевизионном на весь мир убогая кладбищенская каталочка с колесиками покосившимися. То есть Ельцин, президент страны, но все равно его родственники не могут избежать какой-то ужасной, убогой и какой-то совершенно безвкусной атрибутики.

 

Но дело даже не в этом. Весь ритуал, видимо, вышел из атеистических времен, и какие-то новые вещи, связанные с православием, туда инкорпорированы. Плюс набор каких-то ужасных примет, обычаев. Например, русские люди фотографируют на похоронах. Я думала, что это исчезло в годах 50-60-х, но, оказывается, нет. Есть люди, которые приходят с фотоаппаратами, я не знаю, для какой цели они собираются использовать эти снимки, но это какая-то очень давняя, деревенская или посадская традиция: как только появился фотоаппарат – стали все снимать, и похороны, и свадьбы.

 

Ужасна вся эта индустрия. Все видели эти гробы в чудовищных рюшечках, эти цветочки. Ни за какие деньги, если вам надо экстренно, вы не закажете приличный, достойный венок. Я не знаю, с чем это связано – с тем, что люди, которые работают в этом, вообще никак не представляют себе, что такое хорошо, что такое плохо, или это связано с тем, что нет образцов. Я не знаю, почему это выглядит так ужасно, но это выглядит чудовищно. Единственные приличные гробы, которые я видела, - это гробы итальянского производства, они деревянные, как в фильмах про мафию. А все, что произведено в России и русскими людьми на эту тему, выглядит чудовищно. Впрочем, может быть, это проблемы отечественного производителя, который не может произвести ничего, ни машины, ни гробы, чтобы захоронить умершего.

 

- Наташа, неужели вам никогда в жизни не приходилось сталкиваться с похоронами, которые бы, скажем так, удовлетворяли вашему представлению о гуманизме, которые не травмировали бы ни родственников, ни близких покойного?

 

Наталия Осс: Честно говоря, мне – нет. При том, что были какие-то семейные похороны, это были иногда менее (нехорошо так говорить) пафосные, иногда более. Моя бабушка захоронена на Ваганьковском кладбище, а это одно из престижных кладбищ Москвы, там эта индустрия должна, по идее, работать хорошо, но все то же самое – каталки, постоянные очереди из автобусов. Все это превращается в какой-то безумный, отвратительный конвейер. И еще есть такой момент, связанный с обрядами. Понятно, что в России большинство даже, может быть, невоцерковленных людей, которые не ходят постоянно в церковь, или родственники, или сами они так хотят, но людей отпевают. К сожалению, и эта часть обряда, которая, по идее, должна быть самой выверенной, что ли, потому что церковь всегда занималась этой темой, и к вопросам жизни и смерти кому, собственно, как ни церкви относиться внимательно и очень осознанно. Тем не менее, я видела и "очереди" из покойников, и суетливых или полупьяных батюшек, которые по сокращенному канону делают обряд отпевания и не стесняются совершенно (таков был мой опыт) при родственниках покойных, которые стоят, бедные, печальной толпой, делать какие-то производственные замечания своим служительницам в церкви.

 

Это грубо, это очень вульгарно и это просто немыслимо, что и в церкви происходят очень неприятные вещи. А может быть, в этом и есть нечто хорошее. Вместо того, чтобы сосредоточиться на своей вселенской скорби, ты раздражаешься на батюшку, на то, как все там устроено, и так далее. И в общем, ты никак не выходишь из состояния реальности. Это как-то, может быть, даже цепляет. Вместо того, чтобы погрузиться в горе, у тебя есть о чем подумать: вот здесь несовершенство, катафалк так неприятно выглядит, почему-то ты вынужден стоять в этой чудовищной очереди, могильщики - грубые и пьяные парни, и так далее.

 

Юлия Власова

Юлия Власова: Мне кажется, Наталья не вполне владеет информацией о похоронах в городе Москве. И то, что она сказала, что гробы ужасные, они абсолютно недостойные, я с этим не согласна. Сейчас в России производят достаточно качественную продукцию: гробы, венки и всю ритуальную атрибутику.

 

- Что происходит с людьми, когда они обращаются в вашу службу?

 

Юлия Власова: Ну, люди растеряны, они не знают, что делать, и помощь-то им нужна. А особенно если это касается православной веры, определенных традиций. Очень многие люди, когда приходишь и занимаешься оформлением похорон, начинают не с того – начинают закрывать зеркала, выносить цветы, мыть пол и думать совершенно не о том.

 

- А о чем они должны думать?

 

Юлия Власова: Они должны побеспокоиться о том, как правильно проводить человека в последний путь. И агент ориентирует людей на то, как правильно это сделать, с чего надо начинать в первую очередь и как это все должно выглядеть.

 

В первую очередь, если случилось такое несчастье, смерть должен констатировать доктор - или врач поликлиники, или "скорая помощь". И вызывается милиция для того, чтобы составить протокол осмотра. И уже впоследствии выдается медицинское свидетельство о смерти в поликлинике, и тело направляется на сохранение в морг или оставляется дома до дня похорон, по желанию родственников.

 

- А кто занимается гробом, венками?

 

Юлия Власова: Этим занимается агент, который приходит к родственникам, чтобы помочь оформить похороны. У агента, соответственно, есть все каталоги, он владеет информацией, и он может помочь.

 

Михаил Алексеевский: Критическое высказывание Натальи по поводу русских похорон, конечно, нуждается в некоторых уточнениях. Насколько я понимаю, она говорит о похоронах в большом городе, в мегаполисе, вот эта идея индустрии, которая ее так раздражает: очереди из гробов, очереди из покойников, обслуживающий персонал, который некорректно себя, с ее точки зрения, ведет. На самом деле, Россия большая, и хоронят людей не только в мегаполисах. Собственно, моя специальность, мои исследования касаются как раз именно традиций похоронного ритуала преимущественно в сельской России, в деревнях, где ситуация совершенно другая. Там совершенно другое отношение к смерти. Некий пафос критический: "Как же так, русские похороны такие негуманные, это индустрия, карнавал", - это жалобы именно городского жителя, который в глубине души боится смерти.

 

Михаил Алексеевский

Для жителей сельской России смерть – это повседневность. То есть когда мы живем в квартирке и не видим, что происходит... если хоронят соседа, в лучшем случае, мы увидим, как подъехала машина, вынесли тело и увезли. А на сельских похоронах ситуация совершенно другая – это общественное событие. Если в деревне кто-то умер, об этом знают все, и участвуют в этом ритуале все. Нет такого, что каждый в своем замкнутом мирке – и вдруг пришла беда. Это некоторое коллективное переживание и сопереживание, горе, которое становится не только частным, но и коллективным. И там нет никаких элементов индустрии. Разумеется, сейчас гробы уже покупают и заказывают, там могут быть похоронные агенты, но при этом сама смерть переживается совершенно по-другому – ее не нужно бояться.

 

И меня очень порадовало в каком-то смысле критическое высказывание по поводу фотографий на похоронах, что это кощунственное, неприятное дело. Так получилось, что я со своей коллегой из Петербурга специально занимался темой истории похоронных фотографий в России и самого ритуала фотографирования на похоронах. И это очень давняя традиция, еще с XIX века. Может быть, кто-то помнит, несколько лет назад был фильм "Другие", где как раз так называемые "post mortem" фотографии играли довольно важную роль. Действительно, в конце XIX века была целая индустрия фотографов, которые фотографировали только умерших людей, причем специально как-то красиво их усаживали, как будто бы они спят. Есть фотографии умерших детей: две сестренки, которые сидят вместе, как будто бы уснули. И для современного городского человека это кажется чудовищной дикостью: "Какой ужас, живого человека, как манекена, сажают, голову поворачивают туда-сюда".

 

В традиционной культуре, когда появилась фотография (неслучайно Наталия упомянула), сразу стали фотографировать похороны и свадьбы. На самом деле, это важнейшие этапы в жизни человека: рождение, похороны и свадьба. И когда появилась возможность сохранить память об этом, появились фотографии, то действительно очень востребованным оказалось... именно ключевые моменты жизни человека, по большому счету, могут уложиться в три фотографии – фотография новорожденного, фотография человека во время свадьбы и фотография в гробу. В каком-то смысле все мы проходим через эти этапы. И такая идея, что "фу, какой ужас – на фотографии мертвый человек, мне неприятно смотреть на эту фотографию", - это рефлексия интеллигентного, городского человека, которому сама мысль о смерти неприятна, и он стремится ее табуировать.

 

И если мы говорим о ритуалах. Что меняется в городе? То, что действительно приходит индустрия специальная похоронная, в которой, конечно, нет ничего плохого, которая помогает городскому человеку дистанцироваться. В деревнях покойник всегда лежит в той избе, где он умер. А идея того, чтобы мертвого человека увезти, и его как бы в твоей квартире нет, потом его привезут на некоторое время, покажут, все простятся – это попытка как можно больше дистанцироваться от смерти за счет помощи профессионалов, которые помогают это сделать.

 

Максим Мармур

Максим Мармур: Наталья оторвала ритуальный сервис от всей остальной части нашей жизни. Если нам хамят в роддоме, в ЗАГСе, в магазине, в ателье и так далее, то почему нас должны встречать с распростертыми объятиями и облизывать в ритуальных услугах? Это наша жизнь. Там работают такие же люди, как и работают везде. А если говорить о сегодняшней России, то я взял бы на себя смелость судить о стране по тому, как человек приходит в этот мир и как он из него уходит. И то, и другое, к сожалению, у нас в России происходит очень и очень плохо.

 

Кстати, по поводу фотографий. Одним из дней рождения фотожурналистики стали снимки расстрела и похорон коммунаров Парижской коммуны. И можно сказать, что вся фотожурналистика началась как раз с таких фотографий.

 

Никита Брусиловский: Наталья Осс немножечко смешала разные аспекты похорон. Например, говоря о том, что ритуал сегодняшних похорон вышел из атеистических времен, указала на нерадивых православных священников. Мне кажется, роль, задача православного священника в церкви – как-то оградить людей от остатков ритуалов атеистических времен, от каких-то, может быть, народных суеверий, которые не могут сочетаться с православной верой и не могут присутствовать вообще в православном храме. Поскольку у русских людей действительно очень много мелких народных суеверий, возникших не из церковной среды и даже имеющих некоторое отношение к языческому прошлому России и Древней Руси. Это могут быть очень мелкие детали. Например, расхожая фраза, которую любят у нас произносить: "Да будет тебе земля пухом", - верующий человек не может так говорить, это отсыл к языческому прошлому. По-моему, дело должно быть в высоком образовании и в высоком, если так можно сказать, профессиональном уровне православных священников, которые и должны правильно исполнить эту роль, и помимо некоторых хозяйственных замечаний, которые просто неизбежны при такой сложной и длинной процедуре, как похороны, должны указать на действительно значимые вещи. И разумеется, это относится к вопросам о том, как утешить, как успокоить, как-то, может быть, смягчить всю процедуру похорон – это также задача священника.

 

Михаил Алексеевский сказал очень интересную вещь, сравнив городское и сельское население. Это касается, в принципе, не только России, это как раз европейский элемент. То же самое мы видим и в Европе, а особенно в южной ее части. Это касается Италии и балканских государств, в первую очередь – Сербии, Черногории, возможно, Боснии. Даже в меньшей степени католических Хорватии и Словении. А об Италии, например, есть великолепный фильм Федерико Феллини "Амаркорд", в котором как раз и рассматриваются три аспекта человеческой жизни: человек рождается, человек женится, человек умирает. То есть все три эти картины мы видим в фильме Феллини. И мы увидели картину смерти, когда приходят жители небольшого городка на похороны известной женщины, известного человека, и там нет боязни смерти, там есть скорбь. Но люди понимают, что смерть – это естественная вещь, и нет какого-то страха, который сформировался уже у современного жителя не только столиц, не только в России, но и фактически по всему миру.

 

- Максим, вы много ездили, вы видели много трагических событий, которые сопровождались похоронами. Вы можете вспомнить какие-то региональные детали?

 

Максим Мармур: Северная Осетия сразу приходит на ум. Допустим, там вынос тела из дома осуществляется исключительно в строго определенное время – 13 часов дня. Также там с утра выставляется у входа в дом, у ворот крышка гроба, чтобы вся улица, все знали, видели, пришли выразить соболезнование, посочувствовать горю. И еще, что меня потрясло, это были, наверное, одни из первых похорон, которые я видел в своей жизни, которые потрясли меня настолько, что помнятся до сих пор. На Северном Кавказе, именно в Северной Осетии есть так называемые специальные люди - плакальщицы, которые провожают покойного в последний путь, и при этом они производят такие звуки, что просто... это плач, это стон. И у тебя встают волосы дыбом на теле, мурашки, и ты чувствуешь себя очень некомфортно, и в то же время, это добавляет какого-то трагизма и оставляет долгую память об этом. После кладбища также вся улица перекрывается, и не важно, есть движение на этой улице или нет, ставится палатка и происходит примерно такое же собрание народа и такое же застолье, как происходит у них на свадьбах.

 

Вообще в Северной Осетии даже есть поговорка: "Что ты ходишь как оборвыш? Тебе даже не в чем пойти на свадьбу или на похороны". То есть это у них приравнено. В Сибири все это происходит несколько иначе, а в мегаполисах это происходит совсем по-другому. Зачастую сосед из соседнего подъезда не знает, что у него в доме кого-то похоронили, а может быть, даже на лестничной клетке не будут люди знать. Вот эта боязнь смерти, отношение к ней, мне кажется, сложилось исключительно потому, что в современной жизни у смерти очень плохой "пиар". И бояться тут, мне кажется, нечего, все это естественно и совершенно нормально.

 

Хочу сказать несколько слов в адрес сотрудников похоронных бюро, ритуальных услуг. Не все так плохо. Я хоронил не так давно тестя, и сказать, что было как-то все оскорбительно, унизительно, я не могу. Все было сделано очень здорово, тактично, быстро и очень красиво.

 

- Юлия, есть ли по Москве какие-то отличия, допустим, если в Южном Бутово вы хороните или если вы хороните внутри Садового кольца? Люди себя ведут одинаково или есть какая-то культурная разница?

 

Юлия Власова: Разница заключается только, наверное, в финансовых вопросах – Южное Бутово и центр города. Люди ведут себя одинаково.

 

Никита Брусиловский

Никита Брусиловский: Если можно говорить о вкусе, то это вкус не в выборе гроба или украшения гроба, или, как сказала Наталия Осс, рюшечки, веночки и прочее, можно говорить о вкусе как раз в выборе надгробного памятника. И особенно это чувствуется на старых кладбищах, которые порой еще не закрыты для современных захоронений. В Москве могу назвать, например, Миусское кладбище. Но в центре Москвы в основном старые кладбища уже закрыты для похорон более новых, а вот в регионах, например, гораздо чаще видится, когда видишь рядом памятники старой, дореволюционной эпохи, XIX века, а порой и старше, и современные надгробные памятники начала XXI века, и какая между ними разница огромная. И вот тут как раз чувствуется вкус, насколько человек может по-разному использовать смерть и какой памятник он может поставить. Например, можно пойти на кладбище Донского монастыря – великолепный некрополь, фактически единственный сохранившийся в целости монастырский некрополь в Москве, потому что все остальные монастырские некрополи укатали под асфальт фактически – в Новоспасском монастыре, в Спасо-Андрониковом и в других, лишь в Донском эта атмосфера сохранилась. И тоже можно увидеть, как порой у великих людей, оставивших большой отпечаток в русской истории, в русской культуре достаточно скромные надгробья.

 

Например, зодчий Осип Бове, великий человек, перестраивавший Москву после пожара 1812 года, фактически заново выстроивший часть кремлевских башен, рухнувших тогда, так вот, у него очень маленькое, скромное надгробье в виде аналоя и раскрытого Евангелия, его даже не сразу и найдешь. А если войти на другое современное кладбище, можно увидеть какого-нибудь нувориша с огромным памятником, позолоченным, с самыми разными вывертами. То есть вкус заключается именно в выборе даже не столько гроба, который можно увидеть только в день похорон, а именно надгробного памятника.

 

- Я хочу, чтобы мы продолжили разговор о региональных особенностях похорон. Максим рассказал о том, как он наблюдал похороны в Северной Осетии. Михаил, ваши полевые исследования, какие-то яркие эпизоды?

 

Михаил Алексеевский: Так получилось, что у меня диссертация, которую я уже защитил, была посвящена как раз похоронным обрядам, в частности, поминальному застолью. Я проводил довольно много исследований полевых по этой теме на русском Севере – Архангельская, Вологодская область, преимущественно в деревнях и небольших поселках. Если, скажем, русская свадьба за последние полвека изменилась радикально, а за последние 20 лет просто мощнейший был рывок, то русские похороны по сравнению с этим очень мало изменились. Более того, если сравнивать материалы из разных регионов, то они тоже показывают очень много общего. Разумеется, есть какие-то нюансы. Скажем, в некоторых селах, где я был, на русском Севере принято в течение 40 дней стелить на постель умершего специальную подушечку и небольшое полотенце, как покрывало, для души, которая, как люди до сих пор верят, в течение 40 ночей будет прилетать и там спать. Потом торжественно все это убирают, уносят – и таким образом, прощаются.

 

Существует масса примет, поверий, суеверий, связанных с покойником, со снами, общение с покойниками является совершенной нормой жизни. Обычно покойников принято пугаться, но в сельской культуре до 40-го дня покойник – это абсолютно нормально. Они, наоборот, приходят, навещают, прощаются. Пожилая женщина рассказывает, что "ко мне муж приходил попрощаться". То, что нам кажется фантастикой, галлюцинацией, сумасшествием, они к этому совершенно спокойно относятся. Пришел покойник, ушел покойник. И в этом есть какая-то высшая гармония. Мы не будем спорить о том, что это такое – галлюцинация или что-то еще. Разумеется, медики найдут свои объяснения, эзотерики – свои. Но главное, что в этом есть какая-то гармония, которой, как мне кажется, очень не хватает городскому жителю, который смерти действительно боится, и когда она приходит, он не знает, что делать, он в растерянности.

 

- Максим, что вам, по вашему опыту, люди позволяли снимать и от чего они категорически отказывались? Было такое?

 

Максим Мармур: Были очень разные ситуации. В силу того, что я оказывался на похоронах, когда хоронили одновременно и по 100, и по 300 человек, там ситуация совершенно отличная от похорон обычных.

 

В Беслане, кстати, было гораздо легче работать, чем где-либо, потому что там было настолько вселенское горе, что было совершенно не до прессы, не до репортеров, не до фотографий. На тебя просто не обращали внимания до тех пор, пока ты не начинал мешать. А поскольку с опытом умение не мешать приходит, то, в общем, проблем никаких не было. Но в Пятигорске после взрыва электрички, когда я пришел на кладбище, я увидел три ряда траншей, могил под сотню, наверное, выкопанных одновременно, и они входят в перспективу, это, конечно, оказывает некое воздействие и на мою психику в том числе. И вот там, когда появились первые тела, когда пришли первые родственники, стою я с большущей камерой, непонятно кто, и естественно, народ там реагировал неадекватно. Кричали, что и креста на мне нет, и порвать меня надо, и было все что угодно. Но после того как я объяснил, что я расскажу об их горе всему миру, и весь мир будет им сочувствовать, и об этом надо рассказывать, все как-то улеглось, успокоилось, и было достаточно просто.

 

И там был такой ритуал. Я видел девушку в гробу в платье невесты. То есть она погибла буквально за несколько дней до ее свадьбы. Поэтому хоронили – белый гроб, белое платье. Производящее огромное впечатление зрелище, очень тяжелое. Ну а в остальном больших проблем не было. Но опять же зависит от того, где ты оказался, как ты себя повел. И умение адаптироваться к ситуации, безусловно, должно присутствовать.

 

- Я, кстати, помню с советских времен традиции, что незамужняя женщина должна быть похоронена в белом платье, что для молодых – красный гроб, для пожилых людей – черный гроб. Юля, это все как-то воспроизводится?

 

Юлия Власова: То, что сказали по поводу белых одежд для молодых девушек, это сохраняется. А какого цвета будет гроб, сейчас это абсолютно не имеет никакого значения.

 

- Давайте вернемся к одному пункту, который прозвучал в выступлении Натальи Осс, - похороны знаменитых людей. Рано или поздно они становятся достоянием публики. Я вас попрошу вспомнить о каких-то похоронах известных людей, что показалось выдающимся или характерным для этой истории, именно для этих похорон и для нашей общей жизни.

 

Никита Брусиловский: Мне относительно недавно довелось побывать на похоронах Савелия Васильевича Ямщикова, великого русского реставратора и историка искусства. Оказался я там случайно, именно в эти дни я приехал в Псков. Я очень люблю обязательно раз в году приехать в Псков, потому что очень люблю этот старый русский город, его великолепные улицы, старые храмы, монастыри. И именно в эти дни, так получилось, я оказался в Пскове, и был сначала на панихиде в музее псковском - в Поганкиных палатах, а затем и на похоронах в городище Воронич. И очень интересная деталь, что панихида происходила фактически среди картин самого Ямщикова и картин, которые были написаны для него его друзьями. Потому что за неделю до смерти Савелий Васильевич открывал выставку "Музей друзей". Там выставлялись картины самого Ямщикова и картины, написанные его друзьями специально для Савелия. Это были и портреты самого Ямщикова, и виды старой Москвы, древних русских городов. И панихида происходила там же, гроб с покойным Ямщиковым стоял там же.

 

То есть, очень интересно, когда с художником прощаются среди его же собственных картин и картин, которые принадлежали ему. Вот такая интересная деталь панихиды получилась. А затем похороны в Ворониче, как сам Савелий Васильевич хотел – быть похороненным возле церкви, неподалеку от Пушкинских гор, церкви, которую он восстанавливал. Воронич неподалеку от Михайловского, от пушкинских мест. Последние годы своей жизни Ямщиков боролся против застройки Пушкинских гор, против появлявшихся там уже коттеджных поселков. Вот такая интересная судьба, как похороны оказались полностью связанными с жизнью самого Ямщикова, художника и реставратора, как это отразилось на прощании с ним.

 

- Мне вспомнились похороны отца Георгия Чистякова, которые оказались манифестацией всеобщей любви в финале его жизненного пути. И похороны Дмитрия Александровича Пригова, которого отпевали в церкви Третьяковской галереи.

 

Максим Мармур: Я снимал похороны Ельцина, я снимал похороны Раисы Горбачевой, и разница между двумя эпохами прослеживалась на этих похоронах. Если похороны Раисы Горбачевой были организованы четко, ясно, предельно аккуратно и все было совершенно понятно для прессы, кто куда пойдет, кто как будет двигаться и кому что делать, то на похоронах Ельцина это был совершеннейший бардак: все покрыто мраком, тайной, кто откуда поедет, как и что будет происходить. Не знаю, с чем это связано, то ли с вопросом безопасности, то ли с нашим умением гениальным совершенно создать из всего бардак. Думаю, что и то, и другое в равной степени. Похороны Ельцина напоминали боевик для прессы, когда надо было отследить, проследить маршрут движения кортежа, потому что умер неоднозначный человек, и нужно было полное покрытие, так скажем, этого события. И все это было очень похоже на игру в "казаки-разбойники". С одной стороны – репортеры, телевидение, пресса, а с другой стороны – сотрудники спецслужб, милиция и так далее. Оцеплена половина Москвы, БТРы вокруг Новодевичьего монастыря, и все это для меня было дико.

 

Михаил Алексеевский: Когда речь идет о похоронах известных людей, то это немножко другая ситуация, чем когда речь идет о каком-то простом человеке, родственнике, близком знакомом. То есть это событие, которое привлекает внимание не только родных и близких, но и какого-то широкого круга людей, которые, в общем, никогда не видели покойника, в лучшем случае, смотрели на него по телевизору и так далее. И это очень интересный культурный феномен, когда люди, у которых не было особого желания увидеть того же Ельцина при жизни, вдруг начинают приходить на церемонию прощания с ним. Что это такое? Это дань памяти? Это праздное любопытство? Обычно Ельцина сложно увидеть, а вот тут специально для широкой публики разрешили и можно на него посмотреть. Конечно, в этом есть нечто, с моей точки зрения, ну, не могу сказать противоестественное, но... как раз вот это меня больше огорчает, чем, скажем, каталка где-нибудь за краем кадра, вот то, что очень часто публичные похороны превращаются в состязания. Когда начинают смотреть, сколько тысяч человек пришло проститься с Гайдаром, ага, столько-то, а сколько придет проститься еще с кем-нибудь.

 

Никита Брусиловский: Для некоторой части общества это выход в свет своеобразный. Для того же политического истеблишмента.

 

Михаил Алексеевский: Да, разумеется. Первый уровень – это массовка, а второй уровень – это все смотрят (особенно трансляция похорон), рядом с кем стоит Путин на похоронах, кто в какой последовательности возлагает венки и так далее. И тоже в этом есть что-то от странного похоронного шоу, когда можно со стороны смотреть "они хоронят" или "его хоронят". К сожалению, как правило, в этом больше шоу, чем искренних эмоций, грусти. В том числе, может быть, отчасти и из-за освещения этого, когда в "желтых" газетах начинают публиковать: друг рэпера Тимати разбился на машине, - просто светские новости с похорон. Можно рассказать, что было на вручении премии "Золотая калоша", а можно – что было на похоронах. Это скорее вызывает какую-то тревогу за состояние общества.

 

- Если вспоминать то, как освещались похороны американских президентов, похороны Джона Кеннеди, в каких платьях была Джеки – все это было предметом большого интереса американского народа. И здесь трудно провести грань между гламурной составляющей похорон, подлинным горем и теми проекциями, которые люди по этому поводу испытывают. Так что, я думаю, это многосоставная история для долгих размышлений культурологов.

 

Юлия Власова: Я наблюдала репортаж про похороны патриарха Алексия II. У меня не было такого ощущения (как когда хоронили Ельцина), что это как-то пафосно. Все было достаточно спокойно, красиво и естественно. То есть не было суеты, а все было сделано достаточно грамотно и правильно.

 

- Мы заговорили о пафосе, а я еще вспоминаю памятники 90-х годов, памятники "братвы".

 

Никита Брусиловский: К сожалению, это до сих пор попадается на кладбищах Москвы и других русских городов, и даже иногда в сельских местностях, поскольку зачастую вот эти самые "братки" просят хранить их не в мегаполисах, а ближе к родным местам, то есть в селах. И видеть такие памятники среди простеньких и скромных, небольших стелок на сельских кладбищах достаточно дико.

 

- Вы упомянули о Миусском кладбище, где есть чудесные образцы старорусских кладбищенских памятников XIX века и даже XVIII.

 

Никита Брусиловский: Их, к сожалению, немного, потому что кладбище очень сильно было перестроено в советские годы. Там хоронят до сих пор. Есть достаточно скромные современные образцы надгробий, а есть и не очень красивые, помпезные образцы.

 

На Донском кладбище приятный пример – это захоронение деятелей Белого движения - Деникин, Ильин и Каппель. У них до недавнего времени были очень простые, небольшие, деревянные кресты, и честно говоря, многих это даже коробило, кто приходил к их могилам, приносил венки, портреты, те, кто уважал этих людей. Коробило то, что кресты столь непритязательные. Потом на частные средства Каппелю поставили памятник, но при этом памятник в хорошем как раз вкусе. То есть это небольшая каменная горка с православным крестом. А чуть позже и у остальных могил также были сделаны мраморные кресты, по слухам, чуть ли не по личному распоряжению Владимира Путина. И как раз это случай хорошего вкуса, когда, с одной стороны, нет нарушения православного обряда, присутствуют кресты, а с другой стороны, нет новорусской безвкусицы, какую часто мы видим на кладбищах.

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 недели спустя...

Кто-то не поленился и составил вот такое руководство. Всё-таки оно основывается , на мой взгляд, на тех же негласных правилах поведения, сложившихся за долгое время.

 

ПОХОРОННЫЙ ЭТИКЕТ

 

1. Этикет во время церемонии погребения направлен на решение психологических, а че­рез это - организационных задач.

 

2. Покидая церемонию погребения, сле­дует соблюдать установленные нормы и прави­ла этикета.

 

3. Нормы и правила этикета связаны с обеспечением безопасности общения всех лиц; созданием благоприятного психологическо­го и энергоинформационногo климата; поддержанием и соблюдением стиля галан­тного обхождения в поступках, жестах, речах.

Поминки

 

1. На поминки без приглашения являться не следует.

 

2. В доме усопшего не говорят громко и возбужденно, тем более - не смеются.

 

3. За cтoлом оставляют не занятым место, где при жизни обычно сидел покойный; на стол ста­вят один пустой прибор; нож и вилку принято оставлять не рядом с тарелкой, а класть на нее.

 

4. Поминальный обед начинается с пода­чи первого блюда - щей, супа и т.д. Но это принято не везде, также как и употребление спиртных напитков.

 

5. Обязательны на поминках кутья и бли­ны, которые являются обрядовыми блюдами, связанными с представлением о потусторон­нем мире, солнце и свете. Первый блин обычно кладут на окно - для покойного.

Траур

 

Траур - вид поведения, связанный с бытовыми ограничениями и психологическими переживаниями по поводу постигшей утра­ты близкого человека. В период траура не рекомендуется:

 

-участвовать в развлекательных мероприяти­ях;

 

-носить светлую одежду;

 

-организовывать увеселительные мероприя­тия;

 

-снимать с себя знаки траура или траурный наряд во время бодрствования.

 

По степени глубины траур может быть:

 

«текущий» или повседневный - в течение сорока дней со дня смерти (носится по всем усопшим);

 

«обыкновенный» - в течение трех месяцев (носится по братьям, сестрам и двоюродным родственникам);

 

«подтраур» - в течение полугода (носится по дедушкам и бабушкам, жене и мужу);

 

«глубокий траур» - в течение года и более (носится по матери и отцу).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Из истории кремации

 

Можно по-разному относится к дате, о которой мы скажем строчкой ниже, но именно в конце 2000 года исполнилось 80 лет с того дня, как в России появилась первая кремационная печь. Причем печь отечественного производства, построенная, как многое другое, что впервые появлялось в России, в Петербурге (Петрограде). Приводимая ниже публикация, полагаем, вызовет как интерес специалистов, так и, возможно, мурашки у некоторых наших читателей. Но реальность (или реализм, если хотите) есть реальность, история есть история.

 

В.Н. Липин (профессор Горного института) ПТБ. 1921 г.

 

Регенеративная кремационная печь "Металлург"

 

Системы проф. В.Н. Липина в Петроградском Крематории

 

Предисловие

 

Постороенная в Петрограде, на Васильевском острове, в 1920 году кремационная печь "Металлург" является первой кремационной печью в России.

 

В марте 1919 года Постоянной Комиссией по постройке первого Государственного Крематория в Петрограде был объявлен технический конкурс по составлению печи для сжигания трупов.

 

Для постройки 1-го Государственного Крематория было избрано бывшее помещение бань в доме № 95-97 по 14 линии Васильевского острова, близ Смоленского кладбища. Котельное помещение было предназначено для сооружения кремационной печи.

 

В январе 1920 г. приступили к работе. Детальная разработка чертежей была поручена мне (В.Н. Липину. - Ред.). Перестройка имеющегося здания под крематорий, архитектурная отделка его и постройка печи были поручены гражданскому инженеру А.Г. Джорогову.

 

Постройка печи начата в марте 1920 г. и кладка закончена в июле; задержка в окончательном сооружении ее до октября месяца произошла от невыполненного к сроку заводом некоторых металлических частей.

 

После основательной просушки печь была разогрета и должна была быть пущена в действие. В конце периода разогрева в ней произошел небольшой взрыв, выкинувший свод над левым регенератором и соседней камерой горения. Причины взрыва объясняются сырым, трудно загорающимся газом, который, вследствие желания скорее разогреть печь для ее действия, был пущен в камеру недостаточно горячую и не сразу загорелся.

 

Исправленная печь была пущена в ход 14 декабря 1920 года и проработала без перерыва до 21 февраля 1921 года, когда была остановлена по техническим причинам (отсутствие топлива - дров).

 

После этой двухмесячной работы печи явилась возможность доделать в ней некоторые приспособления, не использованные сразу за недостатком времени и возможности.

 

…Первое сжигание состоялось в ночь с 13 на 14 декабря 1920 года в присутствии административных лиц, представителей медицинского и технического мира, администрации крематория, членов экспертной комиссии, представителей Рабоче-Крестьянской Инспекции.

 

Сжигание прошло вполне успешно, хотя затянулось слишком долго, а именно 2 час. 18 мин.

 

Приложения

 

Акты опытных сжиганий

 

14 декабря 1920 г. мы, нижеподписавшиеся, председатель Постоянной комиссии по постройке 1-го Государственного Крематория и морга, управляющий делами отдела управления Петрогубисполкома т. Б.Г. Каплун… … произвели первое опытное сожжение трупа красноармейца Малышева, 19 лет, в кремационной печи в здании 1-го Государственного Крематория - В.О., 14 линия, д. 95/97.

 

Тело задвинуто в печь в 0 час. 30 мин., причем температура печи в этот момент равнялась в среднем 800 Ц при действии левого регенератора. Гроб вспыхнул в момент задвигания его в камеру сожжения и развалился через 4 минуты после введения его туда. В 0 час. 52 мин. ткани конечностей обгорели и обнажился костяк головы и конечностей. В 0 час. 59 минут гроб совершенно сгорел, ткани еще горят; в 1 час 04 мин. швы черепа разошлись, костяки конечностей отпали, замечается исчезновение реберных хрящей и обнажение внутренностей грудной и брюшной полости с признаками их обугливания. В 1 час 28 мин. мозг сгорел, виден костяк в раскаленном состоянии. Внутренности продолжают гореть; в 1 час 38 мин. голова отделилась от туловища, часть костей черепа продолжает сохранять свою форму. Видна, не потерявшая форму, правая лопатка, внутренности продолжают гореть, причем, видимо, оканчивается сгорание внутренностей грудной полости. Мышечная масса больше уже не видна. В 1 час 45 мин. - никакого пламени не наблюдается; в 1 час 59 мин. идет, исключительно, догорание внутренностей при продолжающемся прокаливании остатка костей без пламени. В 2 часа 25 мин. - полного распада костей еще не наблюдается. В 2 часа 48 мин. процесс сожжения окончился. В 2 часа 55 мин. открыт зольник и вынута тележка с прахом сожженного. Оказалось: зольная масса, состоящая из золы, мелкого древесного угля, мелких частиц костей с попаданием некоторого количества более крупных кусков пережженных костей, что может быть объяснено преждевременным проваливанием через кольца пода камеры сжигания.

 

(Следуют подписи)

 

Акт № 2. 14 декабря 1920 г. произведено второе опытное сожжение трупа красноармейца Михайлова Ивана, 27 лет, умершего от дизентерии...

 

Акт № 3. Декабря 15 дня 1920 г. произведено третье опытное сожжение трупа, умершего от возвратного тифа Бронислава Бокосяка, 20 лет…

 

Акт № 4. 18декабря… (военнопленного Иосифа Немеца, 20 лет…)

 

Акт № 5. 20 декабря… (гражданина Иванова Ивана, 25 лет…)

 

Акт № 6. 21 декабря… (красноармейца Новика Станислава, 19 лет…)…

 

Вскоре после первых сжиганий в "Петроградской правде" № 295 от 30 декабря 1920 г. было помещено Постановление "О порядке сжигания трупов" и опубликованы мнения некоторых компетентных лиц о сжигании - академика В.М. Бехтерева, доктора Е.П. Первухина, доктора Н.И. Ижевского и др.

 

Некоторые наблюдения над ходом горения трупов

 

При сжигании трупа без гроба наблюдается следующая картина. В момент ввода трупа в камеру сожигания вспыхивает одежда и волосы, после этого лопаются глаза, труп начинает шевелиться, вследствие сокращения мускулов от высокой температуры: голова откидывается назад, руки, скрещенные на груди, раскидываются, ноги сгибаются в коленях и в бедрах, иногда наблюдается сгибание тела в пояснице, вследствие чего верхняя часть туловища приподнимается. Одновременно с этим начинается горение конечностей (мышечной ткани) и обгорание тканей лица и головы. Наблюдается кипение крови через глазные, ушные и носовые отверстия и через рот. Швы черепной коробки расходятся. В это же время обозначаются кости конечностей и грудная клетка, а голова отделяется от туловища. Почти одновременно с началом горения костяка, череп разваливается и обнаруживается мозг, горящий зеленоватым пламенем. Конечности в это время отваливаются. Наблюдается горение легких и внутренностей грудной клетки и, несколько позднее, начинается горение внутренностей брюшной полости. Костяк в это время догорает, но пепел его сохраняет частью форму костей, частью же рассыпается. Внутренности постепенно догорают, кроме мозга, легких, желудка, почек и печени, которые сгорают последними и в последовательном, как перечислено, порядке.

 

Весьма интересно то обстоятельство, что если в трупе имеются злокачественные опухоли, то горение их идет весьма медленно, и они догорают еще, когда весь труп совершенно сгорел.

 

Так, при двух случаях сожигания трупов женщин, умерших от рака матки, ясно наблюдалось весьма продолжительное время горение яйцевидных опухолей в полости таза, затягивающее каждый раз процесс, против нормального, на 20 минут.

 

Печь проработала с 14 декабря 1920 года по 21 февраля 1921 года, когда была остановлена за отсутствием дров. За этот промежуток времени было сожжено всего 379 трупов, из них мужчин 332, женщин 22, подростков и детей 25. Большая часть трупов (368) были преданы сожиганию в административном порядке, а 16 - по желанию родных или согласно завещанию.

 

(Далее приводилась статистическая таблица № 3, из которой можно узнать, что среди сожженных за указанное время: красноармейцев - 255, 1 матрос, военнопленных - 7; русских - 319, поляков - 17, латышей - 2, евреев - 4, эстонцев - 5, немцев - 3, финнов - 3, татар - 2, один серб и один башкир, еще 22 - не установленной национальности; причины смерти: мертворожденные дети - 8, слаборожденные - 2, по одному - утопление, отравление, выкидыш, травма, удушение, огнестрельное ранение и 122 от различных болезней, среди которых: возвратный тиф - 170, сыпной тиф - 34, брюшной тиф - 23, рожа - 6, дизентерия - 5, корь - 3, оспа - 1 и т.д.)

Материал взят с сайта

https://www.requiem.ru/history/doc128/

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Похоронные обряды.

 

Похороны можно разделить на несколько больших этапов: косметические процедуры, перевозка тела перед положением в гроб, церемония прощания, погребение или кремация. Каждый этап представляет собой новую стадию для близких – неизвестный или малоизвестный шаг, который ведет их к последнему прощанию с усопшим. Каждый из этих этапов имеет свою символику, наполнен особым эмоциональным содержанием и философским смыслом. В комплексе все они составляют похоронную процессию, описанную ниже.

 

 

Ритуальные косметические процедуры

 

Православные.

На телом усопшего, по примеру благочестивой древности, совершаются многозначительные действия. Тело омывается водой с мыслью, что оно должно предстать перед Богом в чистоте и непорочности. На тело усопшего надевается крестик. Облекается тело в новые, чистые одежды. Поверх одежд постилается белый покров (или саван), напоминающий о белой одежде при крещении. Тело, омытое и облаченное, полагается на приготовленный стол, по русскому обычаю, головой к иконам.

 

Католики

По канону – отсутствие косметических процедур и ритуального одеяния. В последнее время этот канон все чаще нарушается.

 

Протестанты

По канону – отсутствие косметических процедур и ритуального одеяния. Многие протестанты прибегают к косметике.

 

Иудеи

Косметические очистительные процедуры («тахара»), совершаемые членами «Хевра Каддиша» такого же пола, как и усопший. Семья не присутствует. Количество воды является строго определенным, как и этапы процедур, в момент совершения которых читаются псалмы. Тело потом кладется на землю, заворачивается в белую ткань вместе с головой, без каких-либо украшений. Аутопсия (вскрытие) запрещена.

 

Мусульмане

Основная процедура очищения – омовение. Омовение тела осуществляют четыре человека одного пола с усопшим и знающие ритуал. Женщина может производить процедуры со своим супругом, и наоборот. Тело помещается по направлению к Мекке, затем моется от верха к низу, три раза каждая часть, начиная справа. Чистое тело заворачивается в нечетное число одежд (три куска белой не вязанной материи), руки кладутся вдоль тела (ладонями кверху) или скрещиваются на груди.

 

Похоронное бдение

Православные

До погребения и после него по усопшему совершаются панихиды и литии. (Панихида, в переводе с греческого, значит всеобщая продолжительная молитва, лития – усиленное народное моление.) Первая панихида может быть совершена сразу после того, как облаченное тело положено на стол. По традиции православные стремятся провести последнюю ночь перед погребением вместе с покойным.

 

Католики

Традиционно существовало до 1960 года, в настоящий момент применяется в редких случаях.

 

Протестанты

Не предусмотрено.

 

Иудеи

Традиционно бдение происходит в присутствии семьи, мужчин и женщин. Сопровождается чтением псалмов и горением свечи, символизирующей бессмертие души Тело не должно оставаться одно в комнате. Семья, как правило, в полном составе собирается в доме, где выставлено тело, и остается в доме на всю ночь перед погребением.

 

Мусульмане

Традиционное бдение: суры Корана рецитируются имамом или другим уполномоченным лицом.

 

Процедуры бальзамирования

Православные

Разрешены

 

Католики

Разрешены ( в Италии ожидается, что в ближайшее время будут разрешены)

 

Протестанты

Разрешены

 

Иудеи

Запрещены. Тем не менее, они являются обязательными в случае выезда из Израиля, так как гроб остается открытым и тело погребается в землю

 

Мусульмане

Разрешено в особых случаях, в частности, при выезде из страны.

 

Положение в гроб

 

Православные

Тело полагается в приготовленный гроб, как в ковчег, для сохранения. Глаза покойного закрыты, уста сомкнуты, руки сложены на груди крестообразно. В руку (правую) влагается иконка Спасителя, в знак веры во Христа, или Распятие. На лоб возлагается бумажный венчик, имеющий надписание: «Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас». Эта надпись расположена между тремя изображениями: Спасителя в центре, Божией Матери и Иоанна Предтечи по бокам.

 

Католики

Совершается профессиональными служащими бюро ритуальных услуг. Усопшего кладут на спину, руки соединяют на груди, в них вкладывается крестраспятие. Могут быть положены символические и личные предметы.

 

Протестанты

Совершается профессиональными служащими бюро ритуальных услуг. Усопшего кладут на спину, руки соединяют на груди. Символические и личные предметы класть не положено. Присутствие пастора во время уложения желательно.

 

Иудеи

Совершается родственниками. Усопший кладется на спину, лицо повернуто кверху, руки вытянуты вдоль туловища, голова лежит на мешочке с землей Израиля, которой посыпано также тело усопшего.

 

 

 

Мусульмане

Положение в гроб совершается теми же, кто совершал гигиенические процедуры, голова лежит по направлению к Мекке.

 

Гроб

 

Православные

Гроб из дерева. Крест с образом Христа закрепляется на уровне лица в верхней части гроба.

 

Католики

Свободный выбор гроба. Крест с образом Христа закрепляется на уровне лица в верхней части гроба.

 

Протестанты

Свободный выбор гроба. Крест с образом Христа или гугенотский крест закрепляется на уровне лица в верхней части гроба.

 

Иудеи

Гроб из дерева, простой, без обивки, может иметь звезду Давида

 

Мусульмане

Гроб из мягкого дерева с зеленой обивкой (цвет ислама) или с эмблемой в форме полумесяца. В мусульманских странах тело хоронится без гроба в могильной нише, на правом боку, грудь повернута в сторону Мекки. Если тело было уложено в гроб, перед погребением его вынимают.

 

Срок погребения

 

Православные

На третий день после смерти тело предается земле.

 

Католики

Определенного срока не предусмотрено.

 

Протестанты

Определенного срока не предусмотрено.

 

Иудеи

Как можно скорее, в течение 24 часов. Запрещено проводить похороны в дни Саббата и праздничные дни.

 

Мусульмане

Как можно скорее, в течение 24 или 48 часов.

 

Церемония в культовом учреждении

 

Православные

По обычаю Русской Православной Церкви, на третий день возносятся особые молитвы об усопшем - совершается чин погребения (отпевание) Для отпевания тело усопшего приносится в Храм. Совершается Заупокойная литургия, по завершении которой – отпевание. Не следует долго держать умершего в Храме: только в крайнем случае - одни сутки. Если священник не сопровождает гроб до могилы, то в Храме совершается своеобразный чин предания земле. Священник посыпает землю на закрытое покрывалом (саваном) тело усопшего. После предания земле гроб закрывается крышкой, которая забивается гвоздями. По просьбе родственников землю можно посыпать на бумагу, затем ее перевезут на кладбище и там сами перед закрытием гроба крышкой посыплют крестообразно тело.

 

Католики

Церемония похорон чаще всего проходит в приходских церквях. Иногда церемония проводится мирянами, иногда священником, чье присутствие необходимо, если заказана месса. Гроб выставляется перед алтарем. В последнее время похороны организуются и в похоронных домах, в специальных залах прощаний.

 

Протестанты

Церемония похорон чаще всего проходит в храме. Это церемония передачи души Богу, которая провозглашает надежду на воскрешение. Послание надежды живым. Не совершается молитва за упокой усопшего. Церемония может проходить без присутствия тела усопшего в храме.

 

Иудеи

Не проходит в синагоге, которая считается домом живых.

 

Мусульмане

Проводится крайне редко

 

Кремация

 

Православные

Вопрос о кремации усопших весьма сложный: с одной стороны, в священных книгах нет запрещения сжигания трупов, но имеются указания на традиционный способ погребения тел – предания его земле. В России после принятия Закона «О погребении и похоронном деле» (1996г.) все больше православных предпочитают кремацию Перед загрузкой тела в печь совершается отпевание с участием священника.

 

Католики

Разрешена с 1963 года. Погребение тем не менее, предпочтительнее. Кремация совершается после посещения храма, урна не должна вносится в храм. Рекомендуется не развеивать прах и не хранить урну дома.

 

Протестанты

Разрешена с 1898 года. Протестанты прибегают к ней столь же часто, как и католики. В этом случае пастор приходит крематорий и сопровождает процессию

 

Иудеи

Запрещена, но практикуется прогрессивными иудеями. Не признается религиозными авторитетами.

 

Мусульмане

Запрещена. В России после принятия Закона «О погребении и похоронном деле» (1996г.) все чаще мусульмане выбирают кремацию

 

Цветы

 

Православные

Разрешены. Церковь рекомендует в похоронном убранстве гробов, венков и самих залов прощания придерживаться цветов праздников: в дни Святой Троицы – зеленый, в дни чествования Креста Господня – фиолетовый или темно-красный, в праздники Богородицы – голубые, в разные посты – темно-синий, фиолетовый, темно-зеленый, темно-красный, черный, в дни памяти мучеников – красный.

 

Католики

Разрешены

 

Протестанты

Разрешены, но по причине поиска простоты многие семьи предпочитают сделать пожертвования на нужды детских домов, хосписов, другие благотворительные цели. Цветы, тем не менее, часто обрамляют гроб.

 

Иудеи

Обычно обходятся без цветов.

 

Мусульмане

Обычно обходятся без цветов, но они не запрещены.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 4 месяца спустя...
Мусульмане

Положение в гроб совершается теми же, кто совершал гигиенические процедуры, голова лежит по направлению к Мекке.

Не положено у них хоронить в гробу.

Мусульмане

Обычно обходятся без цветов, но они не запрещены.

Запрещено, венки, цветы, фотографии на памятниках.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

'cazemir'

Запрещено, венки, цветы, фотографии на памятниках.

 

Они это особенно акцентируют.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 год спустя...

Не положено у них хоронить в гробу.

 

Хоронят в половинчатых гробах - без крышки, н ос перекрытиями над оным. Практикуется прогрессивными мусульманами в Татарстане.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.


Ritual forum (c). Все права защищены Powered by Invision Community
Invision Community Support forums

×
×
  • Создать...