Перейти к содержанию

Уважаемый гость!
Вы не можете оставлять сообщения и не видите некоторые интересные форумы.
Пожалуйста, войдите на форум или ЗАРЕГИСТРИРУЙТЕСЬ! Это не смертельно :)

Поминальная трапеза.


Интересующийся

Рекомендуемые сообщения

Поминальная трапеза

 

В начале своего приходского служения я был строг зело, высокодуховен и глубоко ортодоксален в меру своего разумения этого понятия. В частности, я относился с большим предубеждением к поминальным трапезам. Как вообще ко многому в приходской обыденности. Считая необходимым добиваться некого стерильного православия, я всячески противился любым «плотским» излишествам вокруг церковных обрядов, мешающих их духовому восприятию. Особенно, конечно, меня возмущали совмещенные со свадебными празднествами венчания (действительно, в своих крайних случаях действа весьма малосимпатичные: зеленые от перепоя покачивающиеся женихи и с отвращением глядящие на очередную порцию «спиртного» — венчальную чашу вина — невесты), а также клубок суеверий и нехристианских обычаев вокруг погребения усопших.

 

Погребения. Вымученные и мрачные «глоссалии» родичей («Что же ты в той темной яме теперича-а-а-а! Что же твои глазоньки света никогда не побачуть!» и т. п.), закладывание в гроб водки и сигарет, бросание в могилу денег, вечная сверх-проблема — водружать крест в ногах или голове покойника?; и апофеоз погребальной деятельности: обеды. Как правило, обильные мясные трапезы с еще более обильными возлияниями.

 

Вследствие таких своих воззрений первое время я вообще ходить на поминальные обеды отказывался. Но в какой-то момент понял: традиция есть традиция, и если люди делают обильную поминальную трапезу, это вовсе не означает, что они не думают о душе усопшего. Обижались же на нежелание прийти на поминание, посидеть за столом и пообщаться с людьми все. А зачем обижать людей? Причем я убедился: действительно, общение с народом в такой простой, бытовой обстановке немало сближает людей со своим приходским батюшкой, помогает наладить контакт и взаимопонимание (что в те, только-только постсоветские времена, было крайне необходимым).

 

Я стал ходить на поминания. С хористами, с матушкой. В некоторых случаях это по-прежнему ощущалось неуместным — в случае глухой пьянки. Но гораздо чаще — я это видел! — присутствие на трапезе давало возможность рассказать и о Церкви, и о православии. Люди, как правило, слушали внимательно, заинтересованно, задавали вопросы. И сердечно благодарили при расставании.

 

В общем, привык я к поминальным обедам. И не только в «духовном» их плане. Действительно, в почти голодные годы средины 90-х это была чуть ли не единственная возможность оттрапезничать вкусно и обильно. Так что и хорошо поесть на обедах привык, и, иногда — что греха таить — ждал того.

 

И вот, как-то в один летний день 94-го года пригласили нас на погребение в ближайшее село. Село, не чета нашей Старой Богдановке, богатое даже в эти разоренные годы. И семья вполне обеспеченная, знакомая нам. Добрые и благочестивые люди. Хоронили старушку лет за 90; бабушка мирно жила и мирно скончалась. Так что все было вполне благостно.

 

Первые числа июня, среда. Время тогда выдалось как-то особенно для нас голодное; без всякого преувеличения скажу, что буханка хлеба на панихиде и при крещении зачастую была единственная еда (кроме своего, выращенного на огороде, подножного корма — но что там еще было в начале лета?).

 

А семья, в которую нас пригласили, была небедной и хлебосольной. Правду скажу — ехали мы с хористами с предвкушением послепогребального угощения — миски горячего борща с мозговой косточкой и пюре с котлетами. А что среда? — так мы же «путешествующие». Да и людей нельзя обижать, нужно есть, что подадут.

 

На этом и попались.

 

После завершения погребального богослужения все направились домой к хозяевам. В просторных комнатах были накрыты столы; угощение, как мы и предполагали, было изобильным и на вид весьма

 

вкусным, пахло восхитительно. Кроме чаемых котлет и пюре, была столь любимая мною сладкая лапша с вареными яйцами, голубцы, колбасно-мясная нарезка, сыры, блинчики со сметаной, и прочее.

 

Нас посадили на почетные места во главу стола. Рядом суетилась местная благочестивая старушка — Лукинична. Она все время приговаривала: «Присаживайтесь, батюшка, Андрюша, Ира, располагайтесь, кушайте. Для вас все как положено приготовили, чтобы вы покушали. Особо приготовили. Я-то подсказала, что сегодня день постный, что скоромного вы не можете. А у них все или с мясом, или с яичками, или со сметанкой. Но вы на них не серчайте, обычай такой, людям надобно все как положено дать… А вы кушайте на здоровье, вам все постненькое приготовили, как я им сказала, не сумневайтесь».

 

Перед нами стояли миски с пустой лапшой, горка хлеба и стаканы с компотом…. Однако мы все съели, и на том большое спасибо. Да еще вдоволь насмотрелись и нанюхались.

 

Вот так, Бог вразумил — чего стоит мое кондовое благочестие. За что боролись, на то, как говорится, и напоролись…

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это что? Откуда?

Св.Михаил Шполянский "Анабасис"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Св.Михаил Шполянский "Анабасис"

Вот так и надо сразу, указывать источник

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...

Я исправлюсь

душевно... батюшку жалко: так ждал, чтоб разговеться, а здесь такая засада)))

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11.jpg

А-А-А!

Моя плакал!

Скидки по каждому 2-му!

Каждые 2-е Поминки по другу со скидкой!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 года спустя...

Блин с лица покойника

 

Весьма широко распространен в Сети рассказ о молодом священнике, съевшем на сельских поминках блин с лица покойника:

Как-то раз молодой батюшка, только пришедший на новый сельский приход, отпел покойника. Его к столу приглашают поминать. Он, по неопытности, сразу согласился. За столом ему подсовывают блинчики. Батюшка без всякой задней мысли берет и ест… Сначала все молча напряженно наблюдают за ним, а потом как-то дружно облегченно вздыхают. Отец начинает что-то подозревать… Оказывается, в этом селе такая примета была, что если батюшка на поминках съест блин, который до этого два дня лежал на лице покойника, значит, душа покойника в рай пойдет. Бедный отец в шоке попросил стакан водки и залпом выпил его…

 

 

В русских деревнях обычно был специальный «поедатель грехов» — глубокий старик, который уже не мог работать. За небольшую плату его приглашали на похороны, где он съедал буханку хлеба, испеченного родственниками усопшего, и тем самым брал все его грехи на себя.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

... Бедный отец в шоке попросил стакан водки и залпом выпил его…

Ну, всё правильно сделал, хоть какая-то дезинфекция. А то ведь неизвестно, где и в чьих руках лицо покойника побывать успело.

 

поедатель грехов

Интересная тема.

 

https://www.kinopoisk.ru/film/12521

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Ritual forum (c). Все права защищены Powered by Invision Community
Invision Community Support forums

×
×
  • Создать...