Краткое рассуждение про понятие последнего долга в системе традиционных ценностей.
1. Модернистском общество, возникшее в новом времени на рубеже XVI-XVIII вв. , сменившее традиционное общество, запустило механизм НТП, результатом которого был рост производственных и товарообменных операций. Эти процессы вызвали огромный общественный запрос на универсальную и единицу измерения созданных материальных благ. Понятно, что деньги в разных формах были всегда, но именно процесс постоянно расширенного производства повернул систему координат мироустройства, постепенно делая деньги главной единицей измерения всего.
В том числе и измерением понятия "долг" в этой системе материальных координат.
2. В традиционном обществе понятие долга, как обязательства, строится не только и не столько вокруг абстрактных денег. Иерархическое устройство ТО опирается на социальные статусы людей, занимающих определенное положение в обществе. Долг, как обязательство что-то делать (или не делать) может быть не связан с материальными обязательствами.
Например, снять шляпу перед лицом с большим социальным статусом, или поздороваться первым, или опуститься на колени или НЕ садится в его присутствии - это тоже форма обязательств, форма долга.
Поэтому в традиционном обществе понятие долга органично встроено в систему морально-нравственных, этических координат.
3. Человек - существо социальное. Этот вид эволюционировал не столько телом (зубами, когтями, шкурой и пр), сколько развитием мозга в направлении социальности. Таким образом само выживание человеческого вида в природе было напрямую связано с социальной группой, внутри которой находилась отдельная особь. Чем больше сила группы, лучше ее организация, тем больше шансов выжить было и у группы и у ее членов.
Но для обеспечения деятельности группы недостаточно, чтобы отдельные ее члены жили по принципу "сколько добыл сам, столько и потребил лично". Любая социальная группа: семья, община, объединение общин нуждается в управлении ее членами. Любая система управления требует издержек, которые компенсируются только частью от "добытого" или сделанного каждым ее членом.
Т.е. для сохранения социальной группы отдельная особь должна добывать больше, чем "потребляет" лично. Разница уходит в "общАг". Так возникает понятие долга каждого человека перед обществом.
4. В конфуцианстве описано три типа такого долга: долг перед семьей (ячейка общества), долг перед общиной (трудовой коллектив, завод, фирма и тд), долг перед объединением общин (государством, императором и тд).
И этот долг существует всегда, пока человек может жить и быть полезным.
НО!
Как только член общества умирает, происходит изменение его социального статуса!
Он переходит из статуса современника, у которого есть обязательства, в статус предка, у которого уже никаких обязательств нет и быть не может. Замечу, что у предка остается ответственность (и некоторые права) за сделанное при жизни, но обязанностей уже нет. При отсутствия обязательств и при наличии прав, предок в ТО - созидатель, носитель и хранитель традиций, являющихся базовой основой уклада всего общества. Статус предка выше статуса любого живого еще члена общества, включая первое лицо.
Отступление.
Правители всегда искали возможность сделать свой статус выше статуса предка. Иногда даже здорово преуспевали, связывая свою персону (династию, род) близостью к Богу (Всевышнему, Небу, и тд), но реально "спихнуть" с себя обязанности сохранять устойчивость управления социальной группой не получалось никогда.
Вывод:
Таким образом, при смерти члена традиционного общества и смене его статуса на статус предка менялось и направление отдания долга. Появляется оборот "вернуть последний долг".
И семья, и община и государство в этом случае несет бремя по отданию последнего долга усопшему члену традиционного общества.
Это незыблемое правило в традиционном обществе. Зная об этом и понимая цели и механизм организации сообществ, каждый живой член готов при жизни соблюдать общественный договор отдания части своего личного (долга) для сохранения этим социальным группам разного уровня.
Если же хоть одна социальная группа отказывается от отдания последнего долга усопшему, то в рамках "справедливого равновесия" живые члены общества вправе не делиться "добытым" и с этой социальной группой.
Но тогда происходит разрушение самих институтов семьи, как ячейки общества, общины - как социальной группы по деятельности и государства - как единой социально-экономической формации.
Это мое личное понимание того, что называется "последний долг" и его фундаментальной роли в сохранении социальной стабильности традиционного общества.
Критика и уточнения принимаются с благодарностью.
Уважаемый гость!
Вы не можете оставлять сообщения и не видите некоторые интересные форумы.
Пожалуйста, войдите на форум или ЗАРЕГИСТРИРУЙТЕСЬ! Это не смертельно :)
-
записей
175 -
комментария
3 -
просмотр
52 721
0 Комментариев
Рекомендуемые комментарии
Комментариев нет