Основы философии чучхе
КИМ ЧЕН ИР
ФИЛОСОФИЯ ЧУЧХЕ – САМОБЫТНАЯ ФИЛОСОФИЯ РЕВОЛЮЦИИ
Интервью теоретическому журналу ЦК Трудовой партии Кореи «Кыллочжа» 26 июля 1996 года
В последнее время возникла проблема. Она состоит в том, что при разъяснении философии чучхе некоторые наши работники в области общественных наук высказывают порочные взгляды, противоречащие идеям нашей партии, и подобные згляды распространяются и за рубежом.
Эти люди трактовку основополагающих принципов философии чучхе все еще не связывают с выяснением закономерностей, свойственных социальному движению, а пытаются истолковывать их в связи с пониманием общих закономерностей развития материального мира. Те, кто настаивает на подобной точке зрения, мотивируют это своим желанием убедить людей в том, что философия чучхе по-новому-де развила марксистский диалектический материализм. На деле же при разъяснении и пропаганде философии чучхе нет надобности нам утверждать, что эта философия есть развитие материалистической диалектики марксизма на новых началах. Конечно, фактом является то, что наша партия отнеслась и к ней не догматически, а изучив и проанализировав ее с собственных позиций, дала новое толкование целого ряда проблем. Однако основным содержанием философии чучхе является отнюдь не определенное развитие материализма и диалектики.
Философия чучхе – это самобытная философия, это комплекс развернутых и систематизированных собственных, свойственных только ей, положений. Ее исторический вклад в развитие философской мысли заключается не в развитии ею марксистского диалектического материализма, а в утверждении новых философских принципов, в фокусе внимания которых находится человек.
Марксистская философия, выдвинув вопрос об отношении сознания к материи, мышления к бытию в качестве основного вопроса философии, обосновала первичность материи, первичность бытия и на этой основе исходила из того, что мир материален и что он изменяется; его развитие есть движение материи. Философия чучхе ставит основной вопрос философии по-новому, сформулировав его как вопрос об отношении человека к окружающему его миру, о месте и роли человека в мире, она выдвигает философский принцип, согласно которому человек – хозяин всего и он решает все; на этой основе она и начертала единственно верный путь к решению судьбы человека. Если марксистская философия считала своей важнейшей философской задачей анализ сущности материального мира и общих закономерностей его движения, то философия чучхе – выяснение существенных особенностей человека и закономерностей, свойственных движению людей – социальной форме движения. Как видите, философия чучхе – это самобытная философия, в корне отличающаяся от предшествующей ей своей философской сверхзадачей и принципами. Отсюда – не следует понимать философию чучхе как развитие материалистической диалектики, нельзя пытаться обосновывать ее самобытность и преимущества той или иной трактовкой в рамках выяснения сущности материального мира и общих закономерностей его движения. Философию чучхе как учение, выдвинувшее новые философские принципы, нельзя истолковывать, приспосабливая ее к рамкам предшествующей. В этом случае не только невозможно доказать ее самобытность, но, наоборот, последняя затушевывается, оказывается невозможно правильно понять ее сердцевину.
Впервые в истории научно определив существенные особенности человека, философия чучхе на основе этого определила человека как самое совершенное, сильное существо в мире и сформировала новый взгляд на мир. Суть его в том, что окружающий нас мир управляется и преобразуется человеком.
Изложение философией чучхе нового мировоззрения не означает разрыва с диалектико-материалистическим мировоззрением. Философия чучхе исходит из признания диалектического материализма. Взгляд на мир с позиций чучхе, согласно которому он управляется и преобразуется человеком, немыслим вне диалектико-материалистического понимания сущности объективного материального мира и общих закономерностей его движения. Если рассматривать мир как некое творение божественного разума, что свойственно идеализму, то никогда не придешь к выводу, что человек способен управлять миром, а рассматривая его как нечто неизменное, как это делает метафизика, невозможно понять, как же человек способен преобразовать мир. Взгляд на мир с позиций чучхе, т. е. мысль о том, что мир управляется и преобразуется человеком, может сформироваться лишь при условии признания материалистического и диалектического понимания мира, т. е. положения о том, что мир материален, что он непрерывно изменяется и развивается. Хотя марксистская материалистическая диалектика страдает определенной ограниченностью и незрелостью, ее основополагающие принципы научны и правдивы. Поэтому мы говорим: философия чучхе исходит из признания диалектико-материалистического мировоззрения.
Это не значит, однако, что она просто унаследовала и развила материалистическую диалектику. Без диалектико-материалистического понимания объективного материального мира, конечно, научное познание и преобразование мира немыслимо, но сами по себе материалистическая теория материальности мира и диалектические положения о его непрерывном изменении и развитии не дают оснований для вывода о том, что человек занимает место хозяина в мире и играет решающую роль в его преобразовании. Только при условии выяснения существенных особенностей человека, коренным образом отличающих его от всех других форм материального бытия, могут быть правильно обоснованы выдающиеся место и роль человека как властелина мира, как его преобразователя. Только философия чучхе смогла научно объяснить существенные особенности человека – что он является общественным существом, обладающим самостоятельностью, способностью к творчеству и сознательностью. Таким образом, был доказан основополагающий принцип, гласящий, что человек занимает место хозяина в мире и играет решающую роль в его преобразовании.
Исходя из своего философского принципа, в фокусе которого человек, философия чучхе выработала чучхейский взгляд на общественно-историческое развитие, чучхейский взгляд на историю, что позволило преодолеть узость предшествующего взгляда на социально-историческое развитие и обусловило радикальную перемену во взглядах и подходе к общественно-историческому развитию.
Марксистская философия, применив общие закономерности развития материального мира к практике общественно-исторического развития, разработала диалектико-материалистический взгляд на общественно-историческое развитие, материалистический взгляд на историю. Мы, разумеется, не отрицаем исторического значения материалистического взгляда на историю. Это был весомый вклад в преодоление реакционных, антинаучных взглядов на общественноисторическое развитие, основанных на идеализме и метафизике. Кроме того, известно, что и на общественные явления воздействует общий закон развития материального мира, поскольку человек живет именно в этом объективном материальном мире и общество неразрывно связано с природой. Однако в общественном движении действуют закономерности, свойственные именно ему. Если, забывая об этом, механически применять к социальным явлениям общие закономерности развития материального мира, то это не может не привести к одностороннему пониманию процесса социально-исторического развития.
Общественное движение изменяется и развивается по собственным, свойственным лишь ему закономерностям.
Общественное движение есть движение людей, которые подчиняют себе мир и преобразуют его. Они ведут работу по преобразованию природы, чтобы властвовать над объективно существующим материальным миром и изменять его. Преобразуя природу, человек создает материальные блага и условия для своей жизни. Процесс преобразования природы и создания материальных богатств нацелен на удовлетворение общественных запросов людей, он может быть реализован только через общественное сотрудничество людей. Во имя развития и совершенствования отношений общественного сотрудничества люди ведут преобразование общества. И природу, и общество преобразует только человек. Осуществляя деятельность по преобразованию природы и общества, человек в то же время непрерывно изменяет самого себя и добивается самосовершенствования. Управление миром и преобразование его человеком осуществляются, в конечном счете, путем преобразования природы, перестройки общества и воспитания нового человека, и субъектом этого процесса являются народные массы. Их силами создаются все материальные и культурные ценности общества, развиваются социальные отношения.
Общественное движение с его субъектом – народными массами имеет, в отличие от движения природного мира, свои особенности. Движение в природном мире происходит стихийно, в результате взаимодействий объективно существующей материи. Общественное же движение возникает и развивается благодаря активному воздействию и роли субъекта. Следовательно, при механическом применении к общественно-историческому процессу положений диалектического материализма, отражающих общие закономерности развития материального мира, нельзя точно выяснить ни сущности общества, ни закономерностей общественного движения. Главная ограниченность материалистического взгляда на историю заключается в том, что он не дает правильного объяснения свойственных общественному движению закономерностей и при развертывании положений этого движения берет за основу единство движения материи – то, что к нему принадлежит и движение природы, и движение общественное.
Марксистский материалистический взгляд на историю разделяет общество на общественное бытие и общественное сознание и, определяя их взаимоотношение, придает первому определяющее значение; структуру же общества разделяет на производительные силы и производственные отношения, на базис и надстройку, признавая решающее значение за материальным производством и экономическими отношениями. Таков результат прямого применения к процессу общественно-исторического развития положений материалистической диалектики о том, что мир материален, что он изменяется и развивается по общим законам движения материи. Мир, рассматриваемый основоположниками марксизма с применением общих закономерностей материального мира к практике общественно-исторического развития, – это мир, в котором не только природа, но и человек и общество как материальное бытие составляют единство. Если рассматривать человека не как общественное существо, обладающее самостоятельностью, способностью к творчеству и сознательностью, а как часть
Конечно, общество изменяется и развивается не по субъективной воле человека, а по своим определенным законам. Однако действие законов общества и природы существенно отличается друг от друга. Так, в природе законы действуют стихийно, независимо от деятельности человека, а в обществе они проявляют себя через его самостоятельную, творческую и сознательную деятельность. Общественные законы бывают разные: одни действуют в любом обществе, независимо от социального строя, другие проявляют свое действие только при определенном общественном строе. Поскольку все законы общества действуют через человеческую деятельность, в зависимости от нее это воздействие может осуществляться то нормально, то скованно или ограниченно.
Когда мы говорим о действии общественных законов, обусловливаемом человеческой деятельностью, то это не означает, что они не носят объективного характера или исключается возможность стихийного хода общественного движения. При наличии определенных социально-экономических условий неизбежно действуют и соответствующие им общественные законы и, следовательно, их действие носит объективный характер, как и у законов природы. Стихийность общественного движения объясняется относительно невысоким уровнем развития самостоятельности, способности к творчеству и сознательности человека, а также отсутствием общественного строя, гарантирующего полное выявление этих свойств. С развитием самостоятельности, способности к творчеству, сознательности человека и с утверждением общественного строя, позволяющего в полной мере выявить эти качества, человеческая деятельность в большей степени будет соответствовать требованиям объективных законов, и пределы воздействия стихийного фактора станут более ограниченными. Развитие общества – это процесс роста самостоятельности, способности к творчеству и сознательности народных масс. С ростом этих качеств и совершенствованием социального строя в соответствии с их требованиями общество выйдет на новые ступени развития в результате целенаправленной деятельности народных масс. Это будет означать всестороннее воплощение в жизнь закономерностей, свойственных общественному движению, изменение и развитие которого происходит благодаря активному действию и роли субъекта.
агодаря активному действию и роли субъекта. Основоположники марксизма, применив общие закономерности развития материального мира к процессу общественно-исторического развития, сумели выработать диалектико-материалистический взгляд на него, но на практике они столкнулись со множеством вопросов социального движения, которые невозможно было решить в рамках общих закономерностей материального мира. И они попытались преодолеть односторонность диалектико-материалистического взгляда на общественно-историческое развитие, разработав ряд теорий. Эти теории гласят, что общественное сознание возникает как отражение материально-экономических условий, но оказывает обратное воздействие на них, что политика определяется экономикой, но тоже оказывает на нее обратное влияние и т. д. И все же марксистский материалистический взгляд на историю в принципе есть такое понимание общественно-исторического процесса, в основе которого лежит общность движения природы и социального движения. Поэтому теория эта не смогла избежать ограниченности, которая состояла в том, что и процесс развития общества рассматривался как естественноисторический процесс.
Основное различие между философией чучхе и философией предшествующей исходит, в конечном счете, из разного взгляда на человека.
Марксистская философия определяла сущность человека как совокупность общественных отношений, но она не дала правильного объяснения особенностей, свойственных самому человеку как существу общественному. То, что при трактовке положений общественного движения предшествующая теория взяла за основу общие закономерности развития материального мира, объясняется именно тем, что она не смогла объяснить существенные особенности человека8 как члена общества. Философия чучхе впервые дала исчерпывающее объяснение особенностей, свойственных человеку как общественному существу.
Человек, как это изложено в документах нашей партии, является общественным существом, обладающим самостоятельностью, способностью к творчеству и сознательностью. На этот счет просто не может быть другого мнения. Но когда речь идет о том, как же человек стал общественным существом, обладающим самостоятельностью, способностью к творчеству и сознательностью, то при трактовке этого вопроса некоторые из наших работников общественных наук по-прежнему выступают с порочных позиций. Рассматривая вопрос о существенных особенностях человека все еще как вопрос о степени развития его материального бытия, они настаивают на том, что исходную предпосылку обретения человеком самостоятельности, способности к творчеству и сознательности следует искать в разнообразии составных частей материи и сложности структуры их сочетания. Фактически эти взгляды рассматривают существенные особенности человека как продолжение естественных, биологических свойств, как их развитие и усовершенствование. Когда речь идет о человеке как о живом организме, можно рассматривать человека в сравнении его с другой живой материей и даже рассуждать об особенностях биологических составных частей человека и структуры их сочетания. Однако рассматриваемый философией чучхе человек – это человек, наделенный не только высокоразвитым организмом. Он живет и действует, обладая самостоятельностью, способностью к творчеству и сознательностью, которых нет у всех других видов живой материи. Исходную предпосылку освоения человеком самостоятельности, способности к творчеству и сознательности следует искать не в развитии его общности с другими формами материального бытия, а в таких особенностях, которыми не способна обладать никакая другая форма материального бытия. Человек обладает самостоятельностью, способностью к творчеству и сознательностью именно потому, что он является общественным существом, которое представляет собой составную часть общественного коллектива, живет и действует в общественных отношениях. Эти качества представляют собой общественные свойства людей, которые формируются и развиваются в общественно-историческом процессе, когда люди действуют, завязывая между собой общественные отношения. Самостоятельность, способность к творчеству и сознательность человека, конечно, невозможны без его высокоразвитого организма. Учитывая, что человек наделен таким организмом, можно сказать: человек – это высший продукт эволюции, это самое развитое материальное существо. Однако, сколь бы развитым ни был организм человека, он не мог бы развиваться как самостоятельное, творческое и сознательное существо, если бы не был составной частью общественного коллектива, жил и действовал вне общественных отношений. Не будь у человека биологической жизни, он не смог бы жить общественно-политической жизнью, но сама по себе биологическая жизнь отнюдь не означает жизнь общественнополитическую. Подобно этому, хотя без развитого организма человека немыслимы его самостоятельность, способность к творчеству и сознательность, однако сами его биологические особенности не рождают его общественные свойства. Эти общественные атрибуты могут формироваться и развиваться только в процессе становления и развития человека как общественного существа, иначе говоря, в историческом процессе развития его общественной деятельности и социальных отношений. История развития общества – это и есть история развития самостоятельности, способности к творчеству и сознательности человека. Это значит, что упомянутые качества являются общественными свойствами человека, которые формируются и развиваются в общественно-историческом процессе. Поэтому при философском подходе к человеку надо в любом случае исходить из того, что он являет собой общественное существо.
Однако некоторые из наших специалистов в области общественных наук, отстаивая концепции о составных частях материи и структуре их сочетания, выводят отсюда существенные особенности человека и утверждают, будто это и составляет главное содержание философии чучхе. Это, по сути, не что иное, как тенденция к истолкованию философии чучхе в рамках марксистского диалектического материализма. Подобную тенденцию нельзя рассматривать иначе, как попытку оправдать порочность эволюционного рассмотрения существенных особенностей человека как продукта развития и совершенствования его биологических свойств.
В связи с вопросом о существенных особенностях человека важно правильно понять, что такое общественное существо. Основоположники марксизма выдвинули вопрос о сущности человека в рамках общественных отношений и вместе с тем употребляли понятие «общественное бытие» в смысле материальных условий общественной жизни и экономических отношений, которые существуют объективно и отражаются в общественном сознании. Поскольку они рассматривали человека как составной элемент производительных сил, как совокупность общественных отношений, то, конечно, в понятие общественного бытия ими включался и сам человек. Однако понятие «общественное бытие» они употребляли не в свойственном ему смысле, определяющем существенные особенности человека.
Утверждая философию чучхе, мы употребляли выражение «общественное существо» в свойственном ему смысле, определяющем существенные особенности человека. В положениях философии чучхе общественным существом в мире считается только человек. Однако некоторые наши товарищи, занятые в области общественных наук, попрежнему настаивают на необходимости включить в понятие общественного существа также и общественные блага и общественные отношения, стирая разницу между человеком, общественными богатствами и общественными отношениями. Общественные блага и общественные отношения создаются и развиваются человеком, и, следовательно, их нельзя включить как равноценные исходные данные в понятие, определяющее свойственные человеку особенности. Конечно, когда речь идет о марксистской философии, слова «общественное бытие» можно употреблять в том же смысле, что употребляли и ее основоположники. Однако, если в рамках философии чучхе понимать слова «общественное существо» в таком старом смысле, то в конце концов это приведет к расплывчатому пониманию существенных особенностей человека. Поскольку философия чучхе является новой философией, имеющей свои, свойственные лишь ей систему и содержание, не следует ее категории трактовать в прежнем смысле.
Одна из главных причин искривлений, обнаруженных у части работников общественных наук в разъяснении и пропаганде философии чучхе, заключается в том, что при изучении вопросов философии они не исходили из требований революционной практики.
Теория должна основываться на практике, обязана служить ей. Оторванная от практики, она искажает истину и утрачивает всякий смысл.
При изучении вопросов философии великий вождь товарищ Ким Ир Сен всегда исходил из требований практики революции, давая научные ответы на актуальные идейно-теоретические вопросы революционной практики, в результате чего он и создал философию чучхе. Обобщив богатый, солидный опыт революционной практики, наша партия всесторонне систематизировала, углубила и развила философию чучхе.
Революционная практика – это борьба за самостоятельность народных масс, которую ведут сами массы. И поэтому главное в философском поиске – правильно отразить требования и стремления народных масс, обобщить опыт их борьбы при разработке теории и сделать теоретические наработки достоянием самих народных масс. В эксплуататорском обществе реакционные правящие классы, используя философию для сохранения и оправдания реакционных режимов, пытаются сделать ее монополией тех философов, которые выражают лишь их интересы. Они считают народные массы невежественной толпой, которая не имеет ничего общего с философией и просто не в состоянии понимать ее.
Наша партия, исходя из той позиции, что народные массы – хозяева всего и являются самым мудрым существом, утвердила, углубила и развила философию чучхе, отразив в ней требования и стремления народных масс и обобщив опыт из борьбы, превратила эту философию в орудие борьбы самих народных масс. Вот в чем причина того, что философия чучхе стала абсолютной истиной, отвечающей требованиям, стремлению народных масс к самостоятельности, и народной философией, которая легко доступна для них и служит им орудием борьбы.
Однако некоторые наши товарищи, подвизающиеся на поприще общественных наук, затевают дискуссию вокруг таких вопросов, которые едва ли имеют практическое значение для определения путей решения судьбы народных масс. Мы изучаем философию именно для того, чтобы найти ответ на вопрос, какими положениями и методологией руководствоваться для развития общества и решения судьбы народных масс. Процесс развития общества направляется политикой; именно философия чучхе освещает основополагающие начала той политики, которая направляет развитие общества по самому прямому пути. В этом смысле можно сказать, что философия чучхе есть философия политическая.
Некоторые наши работники из области общественных наук разъясняли философию чучхе как философию, развившую марксистский диалектический материализм, чтобы, дескать, проводить пропаганду идей чучхе с учетом специфики пропаганды за рубежом. Но суть дела в том, чтобы подвести людей к ясному осознанию, что философия чучхе – это новая, революционная философия, а не простое развитие предшествующей философии. Ошибка, когда истолковывают философию чучхе в рамках предшествующей философии под предлогом того, что это соответствует особенностям внешней пропаганды, и когда без связи с основополагающими принципами философии чучхе пропагандируют не соответствующие им положения как элементы этой философии. Тем более, что ныне на международной арене возникает достаточно актуальных теоретических и практических вопросов, на которые нужно находить правильные ответы на базе положений философии чучхе. Ну а зачем, спрашивается, отворачиваясь от этих требований жизни, в области внешней пропаганды судить да рядить о таких вопросах, в которых нет ни грана политики и которым даже трудно найти надлежащее теоретическое и практическое применение? Пропагандируя идеи чучхе за рубежом, следует в увязке с жизненными вопросами правильно разъяснять, что философия чучхе – это совершенно самобытная, новая философия, философия революции. Надо избегать перекосов и перегибов не только в пропаганде на зарубеж, но и в исследовании, изучении вопросов философии чучхе, а также в области просвещения.
Философия чучхе для нашей партии – это философия революции, философия политики, освещающая философские основы идей чучхе, руководящей идеологии партии, а также основные принципы революции. Как относиться к философии чучхе – это не просто вопрос философской теории, это связано с подходом, позицией в идеологии партии. Следует воспринимать идеи партии как абсолютную истину, твердо отстаивать их, превращать их в свои революционные убеждения. Это необходимо для правильного понимания, толкования и пропаганды философии чучхе.
Мы вправе гордиться своей философией чучхе – этой великой политической философией. Нам следует глубоко изучать ее принципы и последовательно воплощать их в практической деятельности во имя революции и строительства социализма. Мы должны анализировать и оценивать все общественные явления только на основе принципов философии чучхе и согласно ее требованиям сплачивать еще тесней народные массы вокруг партии и повышать роль субъекта, чтобы наращивать темпы революционного процесса и строительства социализма.
Философией, которой должны учиться и следовать наши научные работники, весь народ, является философия чучхе. Вместе с тем надо знать и предшествующую ей марксистско-ленинскую философскую мысль. Особенно хорошо следует знать предшествующую философию работникам общественных наук. При ее изучении важно четко анализировать, вместе с ее прогрессивными, положительными сторонами, ее ограниченность и несовершенство. Надо ясно понять не только исторический вклад предшествующей философии, но и ее ограниченность временными рамками и идейно-теоретическую незрелость. Это поможет предотвратить догматические искривления в подходе к предшествующей теории, глубоко понять самобытность и преимущества философии чучхе. Товарищам, занятым в области общественных наук, следует в свете освоенных ими принципов философии чучхе обратить серьезное внимание на точную оценку как заслуг предшествующей философии, так и ее ограниченности и несовершенства.
Вместе с тем мы ни в коем случае не должны допускать любых, чуждых нам философских идеологических течений, противоречащих философии чучхе, надежно обеспечивать ее чистоту. Философия чучхе – это самая совершенная, жизненная философия, в которой отражены требования практики революции и истина и правота которой подтверждены ею самой. Сегодня на международной арене интерес к философии чучхе растет, ширятся ряды приверженцев идей чучхе. Этот факт убедительно доказывает, что философия чучхе дает единственно правильные ответы на вопросы революционной практики. Наши работники, занятые в области общественных наук, должны быть твердо убеждены в глубоконаучном характере, правоте, самобытности, преимуществах философии чучхе и, руководствуясь ею, анализировать и оценивать все другие философские теории с тем, чтобы в нее не проникли даже малейшие признаки чуждых нам философских течений.
Долг всех этих товарищей – шире и глубже изучать и пропагандировать философию чучхе, ярко демонстрировать ее величие и еще более приумножать ее притягательную силу, как того требует партия.
0 Комментариев
Рекомендуемые комментарии
Комментариев нет