Общество нерасширяемого производства-потребления
Некоторые философские рассуждения о замкнутом воспроизводственном контуре.
Все сущности, кроме созданных единолично природой, созданы руками людей. В простых или сложных технологических цепочках. К тому же, все созданное требует постоянного поддержания в работоспособном состоянии. Это тоже требует рабочих рук. А они конечны, если рассматривать короткий отрезок времени.
Представим себе общество, в котором все рабочие руки загружены в оптимально возможном сочетании и дальнейшее производство любых новых продуктов невозможно без потерь чего-либо другого.
Это закон сохранения энергии, которая выражена трудом.
Любое действие отдельных субъектов "улучшить" что-то для себя лично приводит к "ухудшению" у других, и скорее всего - у многих других, потому, что все производство ДО достижения предела, было взаимосвязано с большим количеством смежных отраслей.
Что нужно объяснить людям, которые не видят общей картины, и чтобы они своей личной активностью не наносили вред другим?
В этом случае ПРИДЕТСЯ ввести такую систему общепризнанных норм и правил, чтобы она:
- Проходила через внутреннее понимание каждого человека и становилось его убеждением, его верой. Тогда не нужно на контроль ресурсы, которые и так на пределе. Люди сдерживают сами себя от излишних поступков.
- Устанавливала принцип недеяния с формулой "не сделай..." (для не расширяемой системы) вместо принципа деяния с формулой "делай..." (для расширяемой). Если создание нового приносит больше вреда, чем пользы, то лучше не создавать, в сохранять достигнутое. Здесь нужно понимать, что все сохранить не получится, и само действия по сохранению имеет большую ценность для социализации общества именно как процесс, а не материальный результат.
- Устанавливала указание и/или рекомендацию к ограничению желать и иметь новые материальные блага. И описывала это как один из базовых смыслов жизни.
- Описывало перспективы страшнейшего наказания за нарушения. Причем в условиях, когда взаимоуничтожение одних субъектов хозяйственной деятельности может стать ежедневной практикой. И сила возможного наказания должна быть непознаваемой в "этой жизни" и неотвратимой "после", когда уже ничего изменить нельзя.
- Описывало механизм поощрения равновеликий наказанию. Т.е. такой же непознаваемой в "этой жизни" и обязательный "после".
В таком обществе любые изменения сдерживаются искусственно системой общественных институтов ради сохранения устойчивости общества.
Поэтому в таком обществе придется установить жесткую иерархическую структуру социальных статусов субъектов, как минимум для каждого вида деятельности (или их групп), И ограничить свободное перемещение между статусами и их смену, сделав это исключительным только в отдельных случаях.
Каждый случай смены статуса человека должен сопровождаться публичным информированием об этом событии и сохранением этого события в памяти людей. Лучшее донесение информации и ее сохранение существует тогда, когда у информируемых задействованы максимальное количество зон мозга: зрительные, слуховые, отвечающие за механику движений, обонятельные, осязательные и т.д.
Лучшая форма такого воздействия - ритуал в котором совокупность обрядов, проходящих по строго определенному порядку, включает все эти участки сознания у его участников, заставляя их принимать непосредственное участие в таком ритуале.
События, принципиально значимые для социального объединения общества, выраженные в ритуалах, должны сохраняться длительное время в форме символических "сакральных" символов: знаков, мест, культовых сооружений. И передаваться из поколение в поколение через традиции.
Посещение таких культовых мест и социально-значимых мероприятий - становится ОБЯЗАННОСТЬЮ, вмененной каждому дееспособному члену общества.
А теперь примеры:
1. Все значимые религиозные праздники с массовым посещением.
2. Парад и демонстрации трудящихся на Красной площади (отдельная тема)
3. Посещение могил родных и близких.
И еще одно дополнение:
Самая сильная "мистическая" идея для человека, как биологического вида, "зашита" намертво в лимбической системе мозга. И эта идея - бесконечного продолжения жизни клетки, рода, вида.
Любая социальная доктрина не может быть сформулирована в отрыве от этой основной биологической задачи каждой живой клетки (рода, вида) - продление своей жизни и передачи самой себя в будущее в любой возможной форме.
Это было основой любой социально-объединяющей теории мироустройства. Это будет в любой новой философско-социальной доктрине.
0 Комментариев
Рекомендуемые комментарии
Комментариев нет