Сотрудничество Международной выставки «Некрополь» и Русской Православной Церкви осуществлялось с самого начала действия выставки с конца 90-х годов. Последнее десятилетие руководство Синодального отдела по взаимоотношению Церкви с обществом и СМИ регулярно отправляет в адрес выставки приветствие, которое зачитывает иерей Сергий Матюшин, клирик храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище.
/upload/medialibrary/9ea/veshvkxgdr9mozuatojyyt9nq0g0tzy4/DSC08884.jpg
Благодаря тесному сотрудничеству с Церковью, экспоненты могут получить полезные советы от отца Сергия по поводу своей продукции с точки зрения соответствия православным канонам, а участники конкурсов узнать интересные подробности про церковные традиции погребения и поминок. С этими традициями полезно познакомиться всем участникам похоронной отрасли, поэтому мы попросили отца Сергия рассказать о них подробнее.
— Отец Сергий, как давно вы сотрудничаете с выставкой «Некрополь»?
— В 2013 году я был впервые направлен в Новосибирск на региональную выставку «Некрополь» руководителем Синодального отдела по взаимоотношения Церкви с обществом и СМИ протоиереем Всеволодом Чаплиным. Я всегда интересовался темой погребений, некрополей (мое служение уже четверть века проходит на Ваганьковском кладбище), так что я буквально выпросил эту командировку. Когда меня направили, это было интересно и почетно. И далее меня Божьей милостью стали также через Синодальный отдел приглашать на последующие выставки.
Потом я стал принимать участие и в обучающих курсах, которые организовал Сергей Борисович Якушин, а продолжил его сын Борис Сергеевич: читал лекции в Новосибирском учебном центре о взаимоотношении похоронной отрасли с Церковью, о православных традициях погребения. Как правило, я начинаю с вопросов: какая главная молитва в чине отпевания, что означает слово «панихида», почему необходим священник для отпевания? Из аудитории в сорок человек правильные ответы обычно знают два-три. Так что приходится просвещать буквально с азов.
— А какие чаще всего вопросы задают вам на лекциях?
— Обязательно задаются вопросы о кремации, о чине отпевания и его продолжительности — у каждого священника тут свой регламент. Если следовать требнику, то отпевание займет не менее полутора часов. Но в современном мире все ускоряется, поэтому нужно приходить к какому-то консенсусу. У меня отпевание идет полчаса, и я считаю, это наиболее адекватное сокращение. Но четких временных рамок нет. Конечно, если мы говорим об отпевании священников, монахах, то там процесс длится часа полтора-два.
Что касается кремации, то на сей счет я озвучиваю официальную позицию, которую огласил архиерейский Собор Русской православной церкви в 2015 году. Она запечатлена в документе «О христианском погребении усопших», и это тот документ, с которым должен быть знаком, на мой взгляд, любой работник похоронной отрасли. На сайте Московской Патриархии он есть.
/upload/medialibrary/68c/t2poxhgft616flxo4ctp35ujrewzd72x/IMG_1644.jpg
«Погребальные обычаи христиан определяются верой в телесное воскресение умерших (Ис. 26:19; Рим. 8:11; 1 Кор. 15:42-44, 52-54; Флп. 3:21) и отношением к телу христианина как к храму Божию (1 Кор. 3:16). «В обряде христианского погребения Церковь выражает почитание, подобающее телу скончавшегося человека» (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, XII, 7). Захоронение тела в земле, а также в высеченных в камне гробах или пещерах соответствует вере Церкви в то, что наступит день всеобщего воскресения, когда «земля извергнет мертвецов» (Ис. 26:19) и «посеянное в тлении восстанет в нетлении» (1 Кор. 15:42). «Дотоле же возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл. 12:7), — говорит слово Божие.
Церковь верует, что Господь властен воскресить любое тело и из любой стихии (Откр. 20, 13). «Мы не боимся никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле», — писал раннехристианский автор Марк Минуций Феликс.
Учитывая древнюю традицию благоговейного отношения к телу христианина как храму Духа Святого, Священный Синод признает нормой захоронение почивших христиан в земле. В том случае, когда такое погребение не предусмотрено местным светским законодательством или связано с необходимостью транспортировать умершего на большие расстояния или же невозможно по иным объективным причинам, Церковь, считая кремацию явлением нежелательным и не одобряя ее, может со снисхождением относиться к факту кремации тела усопшего. <...> При этом пастырям следует напоминать родственникам усопших и лицам, ответственным за организацию захоронений, о церковном отношении к кремации.» [Источник: «О христианском погребении усопших»]
/upload/medialibrary/193/m28i4coelqqbkgkikr5tbsc0uwxbuuou/DSC07755.jpg
В этом отношении позиция Русской Церкви более лояльна, чем, например, позиция Элладской (греческой), Синод которой в 2003 году принял энциклику: кто завещал себя кремировать, того не отпевать. У нас же отпевание проходит даже в крематориях. При этом мы считаем, что прах должен быть погребен в земле, а не в колумбарии.
— Помимо чтения лекции, вы входите и в жюри различных конкурсов, которые проводятся на выставке «Некрополь». Можете поделиться впечатлениями и дать советы нынешним и будущим конкурсантам?
— Лет восемь как меня приглашают в жюри конкурса «Золотая медаль», где экспоненты выставляют свои произведения, которые нужно оценить. Я, прежде всего, смотрю с точки зрения соответствия православным канонам и часто вижу ошибки, особенно в отношении крестов, надгробий, гробов и текстиля. Например, икона всегда должна содержать подпись, по-славянски — титла. Зачастую титлы — особенно на образах Спасителя, Божьей Матери — идут из древних веков, поэтому они на греческом, и сегодня часто бывают ошибки в исполнении букв.
Что касается текстиля, тут я делаю замечание, когда на покрывале вижу большую икону. Получается, когда священник предает тело земле, то должен посыпать землю по образу Богородицы — как вам это нравится? Чистые, без всяких надписей, покрывала больше соответствуют церемонии. Также и на гробах не следует делать огромные иконы. Вообще, в выборе иконы надо подходить с умом. Так, например, я вижу сбоку у гроба резное изображение Тайной вечери. Спрашивается, какое отношение Тайная вечеря имеет к похоронам? Взяли просто не задумавшись с западных образцов. А ведь более уместно изобразить икону Воскресения, которая именуется «Сошествие Христа во ад», где Спаситель стоит на разрушенных вратах ада, а вокруг него расположены фигуры восстающих из гробов праведников.
/upload/medialibrary/a84/ke6n8rnqceqmjtuaj29j84gy5cjbob25/DSC08872.jpg
В последние два года на выставке проходит интереснейший конкурс «Лучший поминальный обед», в судействе которого я тоже участвую. Там мы оцениваем сервировку, закуску и горячее, которые готовят поминальные трапезные.
Кроме того, задаем вопросы о традициях поминального обеда, опираясь на книги мэтра кулинарии Вильяма Похлебкина. Все мы, конечно, знаем про поминальные блины, кутью и кисель. А вот, например, уместно ли подать на стол расстегай? Оказывается, нет: расстегай — это открытый пирог, который печется на праздники. Для поминок приемлемы только закрытые пироги. А вот мед на стол ставить можно — он символизирует радость загробной жизни.
/upload/medialibrary/14a/0wj06bvmeo2pihe3r5vahkokbupltj10/IMG_1296.jpg
В конкурсе «Лучший поминальный обед» в 2025 году победила компания «Помним-любим»
Тема эта увлекательная, заставила меня обратиться к исследованиям и даже написать книгу «Поминальная трапеза: истоки и традиции» в соавторстве с директором поминальной трапезной «Помним-любим» Дмитрием Борисовым. Спасибо Борису Якушину, который помог нам с изданием этой книги.
/upload/medialibrary/c82/46hoira3tqdrbskmdb5j8mj5vgca62uw/IMG_1324.jpg
— А какие открытия вы сделали, связанные с поминальной трапезой?
— Подход был основательный, так что исследования увели к вещам, которые, казалось бы, напрямую с трапезой не связана. Откуда, например, взялось отмечание девяти дней? Оказывается, это ангельские чины, и раньше отмечали не девять, а десять дней. Почему оставляем еду на могиле, почему кладем четное количество цветов? Ответы на эти вопросы связаны с поминальной культурой.
Интересным оказалось и то, что в разных регионах по-разному относятся к употреблению горячительных напитков на поминках. Вот, например, тот же Вильям Похлебкин пишет, что на поминках надо выпить вначале одну рюмку водки, после чего крепкие напитки должны быть убраны. А в некоторых уголках России считается, что надо употребить четное количество рюмок, в Белоруссии — три рюмки водки... Где-то в традиции и полное воздержание.
— У Похлебкина упоминается, что на поминках обязательно должны присутствовать горячее, потому что души умерших питаются поднимающихся от блюд паром...
— Конечно, к христианству это не имеет отношения. Но у нас много языческих традиций, которые христианство воцерковляет. Потом, эта некая символика. Души не нуждаются ни в какой еде, но символизм остается, как и символизм зажигания свечей — Господу не нужны наши жертвы напрямую, но они нужны нам. Главная же суть поминок — суть милости, накормить как можно больше людей в надежду на их молитву...
Я считаю, что исследования по поминальной трапезе крайне полезны. Такие же исследования должны появиться и по другим направлениям похоронной отрасли: гробы, текстиль, цветочное оформление, надгробия... Как говорил незабвенный Сергей Борисович Якушин: «Наши кладбища почернели от китайского гранита — стеллы, стеллы, стеллы...». А почему? Раньше такого не было. Нужно делать историко-культурологические изыскания, знать свою историю. Поэтому следующее мое исследование хочется посвятить памятникам: как развивалась традиция надгробий в нашей стране, начиная со Средневековья — не царей и князей, а простых людей... Это не так просто сделать — современные кладбища, так же, как и современные поминки, больше имеют отношение к Советскому Союзу.
/upload/medialibrary/d80/jl1b7ncdo26shhwb37cogbjyyjqtawi7/DSC09451.jpg
Отец Сергий Матюшин и Борис Якушин
Но благодаря Борису Сергеевичу Якушину эти труды могут продолжаться и воплощаться в книгах. Он меценат и спонсирует издания, посвященные погребальной теме, традициям, некрополям (в том числе и мои книги про Ваганьковское кладбище, и Елены Черданцевой про Донское кладбище).
Радует, что таких книг становится все больше, да и вообще, что выставка развивается, и в последние годы к ней примкнуло целое направление некрополистов, появляются новые интересные конкурсы. Просветительская работа идет, и то, что «Некрополь» поддерживает связь отрасли с Церковью — очень важно.
Беседовала Ульяна Тихонова
/upload/medialibrary/9ea/veshvkxgdr9mozuatojyyt9nq0g0tzy4/DSC08884.jpg
Благодаря тесному сотрудничеству с Церковью, экспоненты могут получить полезные советы от отца Сергия по поводу своей продукции с точки зрения соответствия православным канонам, а участники конкурсов узнать интересные подробности про церковные традиции погребения и поминок. С этими традициями полезно познакомиться всем участникам похоронной отрасли, поэтому мы попросили отца Сергия рассказать о них подробнее.
— Отец Сергий, как давно вы сотрудничаете с выставкой «Некрополь»?
— В 2013 году я был впервые направлен в Новосибирск на региональную выставку «Некрополь» руководителем Синодального отдела по взаимоотношения Церкви с обществом и СМИ протоиереем Всеволодом Чаплиным. Я всегда интересовался темой погребений, некрополей (мое служение уже четверть века проходит на Ваганьковском кладбище), так что я буквально выпросил эту командировку. Когда меня направили, это было интересно и почетно. И далее меня Божьей милостью стали также через Синодальный отдел приглашать на последующие выставки.
Потом я стал принимать участие и в обучающих курсах, которые организовал Сергей Борисович Якушин, а продолжил его сын Борис Сергеевич: читал лекции в Новосибирском учебном центре о взаимоотношении похоронной отрасли с Церковью, о православных традициях погребения. Как правило, я начинаю с вопросов: какая главная молитва в чине отпевания, что означает слово «панихида», почему необходим священник для отпевания? Из аудитории в сорок человек правильные ответы обычно знают два-три. Так что приходится просвещать буквально с азов.
— А какие чаще всего вопросы задают вам на лекциях?
— Обязательно задаются вопросы о кремации, о чине отпевания и его продолжительности — у каждого священника тут свой регламент. Если следовать требнику, то отпевание займет не менее полутора часов. Но в современном мире все ускоряется, поэтому нужно приходить к какому-то консенсусу. У меня отпевание идет полчаса, и я считаю, это наиболее адекватное сокращение. Но четких временных рамок нет. Конечно, если мы говорим об отпевании священников, монахах, то там процесс длится часа полтора-два.
Что касается кремации, то на сей счет я озвучиваю официальную позицию, которую огласил архиерейский Собор Русской православной церкви в 2015 году. Она запечатлена в документе «О христианском погребении усопших», и это тот документ, с которым должен быть знаком, на мой взгляд, любой работник похоронной отрасли. На сайте Московской Патриархии он есть.
/upload/medialibrary/68c/t2poxhgft616flxo4ctp35ujrewzd72x/IMG_1644.jpg
«Погребальные обычаи христиан определяются верой в телесное воскресение умерших (Ис. 26:19; Рим. 8:11; 1 Кор. 15:42-44, 52-54; Флп. 3:21) и отношением к телу христианина как к храму Божию (1 Кор. 3:16). «В обряде христианского погребения Церковь выражает почитание, подобающее телу скончавшегося человека» (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, XII, 7). Захоронение тела в земле, а также в высеченных в камне гробах или пещерах соответствует вере Церкви в то, что наступит день всеобщего воскресения, когда «земля извергнет мертвецов» (Ис. 26:19) и «посеянное в тлении восстанет в нетлении» (1 Кор. 15:42). «Дотоле же возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл. 12:7), — говорит слово Божие.
Церковь верует, что Господь властен воскресить любое тело и из любой стихии (Откр. 20, 13). «Мы не боимся никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле», — писал раннехристианский автор Марк Минуций Феликс.
Учитывая древнюю традицию благоговейного отношения к телу христианина как храму Духа Святого, Священный Синод признает нормой захоронение почивших христиан в земле. В том случае, когда такое погребение не предусмотрено местным светским законодательством или связано с необходимостью транспортировать умершего на большие расстояния или же невозможно по иным объективным причинам, Церковь, считая кремацию явлением нежелательным и не одобряя ее, может со снисхождением относиться к факту кремации тела усопшего. <...> При этом пастырям следует напоминать родственникам усопших и лицам, ответственным за организацию захоронений, о церковном отношении к кремации.» [Источник: «О христианском погребении усопших»]
/upload/medialibrary/193/m28i4coelqqbkgkikr5tbsc0uwxbuuou/DSC07755.jpg
В этом отношении позиция Русской Церкви более лояльна, чем, например, позиция Элладской (греческой), Синод которой в 2003 году принял энциклику: кто завещал себя кремировать, того не отпевать. У нас же отпевание проходит даже в крематориях. При этом мы считаем, что прах должен быть погребен в земле, а не в колумбарии.
— Помимо чтения лекции, вы входите и в жюри различных конкурсов, которые проводятся на выставке «Некрополь». Можете поделиться впечатлениями и дать советы нынешним и будущим конкурсантам?
— Лет восемь как меня приглашают в жюри конкурса «Золотая медаль», где экспоненты выставляют свои произведения, которые нужно оценить. Я, прежде всего, смотрю с точки зрения соответствия православным канонам и часто вижу ошибки, особенно в отношении крестов, надгробий, гробов и текстиля. Например, икона всегда должна содержать подпись, по-славянски — титла. Зачастую титлы — особенно на образах Спасителя, Божьей Матери — идут из древних веков, поэтому они на греческом, и сегодня часто бывают ошибки в исполнении букв.
Что касается текстиля, тут я делаю замечание, когда на покрывале вижу большую икону. Получается, когда священник предает тело земле, то должен посыпать землю по образу Богородицы — как вам это нравится? Чистые, без всяких надписей, покрывала больше соответствуют церемонии. Также и на гробах не следует делать огромные иконы. Вообще, в выборе иконы надо подходить с умом. Так, например, я вижу сбоку у гроба резное изображение Тайной вечери. Спрашивается, какое отношение Тайная вечеря имеет к похоронам? Взяли просто не задумавшись с западных образцов. А ведь более уместно изобразить икону Воскресения, которая именуется «Сошествие Христа во ад», где Спаситель стоит на разрушенных вратах ада, а вокруг него расположены фигуры восстающих из гробов праведников.
/upload/medialibrary/a84/ke6n8rnqceqmjtuaj29j84gy5cjbob25/DSC08872.jpg
В последние два года на выставке проходит интереснейший конкурс «Лучший поминальный обед», в судействе которого я тоже участвую. Там мы оцениваем сервировку, закуску и горячее, которые готовят поминальные трапезные.
Кроме того, задаем вопросы о традициях поминального обеда, опираясь на книги мэтра кулинарии Вильяма Похлебкина. Все мы, конечно, знаем про поминальные блины, кутью и кисель. А вот, например, уместно ли подать на стол расстегай? Оказывается, нет: расстегай — это открытый пирог, который печется на праздники. Для поминок приемлемы только закрытые пироги. А вот мед на стол ставить можно — он символизирует радость загробной жизни.
/upload/medialibrary/14a/0wj06bvmeo2pihe3r5vahkokbupltj10/IMG_1296.jpg
В конкурсе «Лучший поминальный обед» в 2025 году победила компания «Помним-любим»
Тема эта увлекательная, заставила меня обратиться к исследованиям и даже написать книгу «Поминальная трапеза: истоки и традиции» в соавторстве с директором поминальной трапезной «Помним-любим» Дмитрием Борисовым. Спасибо Борису Якушину, который помог нам с изданием этой книги.
/upload/medialibrary/c82/46hoira3tqdrbskmdb5j8mj5vgca62uw/IMG_1324.jpg
— А какие открытия вы сделали, связанные с поминальной трапезой?
— Подход был основательный, так что исследования увели к вещам, которые, казалось бы, напрямую с трапезой не связана. Откуда, например, взялось отмечание девяти дней? Оказывается, это ангельские чины, и раньше отмечали не девять, а десять дней. Почему оставляем еду на могиле, почему кладем четное количество цветов? Ответы на эти вопросы связаны с поминальной культурой.
Интересным оказалось и то, что в разных регионах по-разному относятся к употреблению горячительных напитков на поминках. Вот, например, тот же Вильям Похлебкин пишет, что на поминках надо выпить вначале одну рюмку водки, после чего крепкие напитки должны быть убраны. А в некоторых уголках России считается, что надо употребить четное количество рюмок, в Белоруссии — три рюмки водки... Где-то в традиции и полное воздержание.
— У Похлебкина упоминается, что на поминках обязательно должны присутствовать горячее, потому что души умерших питаются поднимающихся от блюд паром...
— Конечно, к христианству это не имеет отношения. Но у нас много языческих традиций, которые христианство воцерковляет. Потом, эта некая символика. Души не нуждаются ни в какой еде, но символизм остается, как и символизм зажигания свечей — Господу не нужны наши жертвы напрямую, но они нужны нам. Главная же суть поминок — суть милости, накормить как можно больше людей в надежду на их молитву...
Я считаю, что исследования по поминальной трапезе крайне полезны. Такие же исследования должны появиться и по другим направлениям похоронной отрасли: гробы, текстиль, цветочное оформление, надгробия... Как говорил незабвенный Сергей Борисович Якушин: «Наши кладбища почернели от китайского гранита — стеллы, стеллы, стеллы...». А почему? Раньше такого не было. Нужно делать историко-культурологические изыскания, знать свою историю. Поэтому следующее мое исследование хочется посвятить памятникам: как развивалась традиция надгробий в нашей стране, начиная со Средневековья — не царей и князей, а простых людей... Это не так просто сделать — современные кладбища, так же, как и современные поминки, больше имеют отношение к Советскому Союзу.
/upload/medialibrary/d80/jl1b7ncdo26shhwb37cogbjyyjqtawi7/DSC09451.jpg
Отец Сергий Матюшин и Борис Якушин
Но благодаря Борису Сергеевичу Якушину эти труды могут продолжаться и воплощаться в книгах. Он меценат и спонсирует издания, посвященные погребальной теме, традициям, некрополям (в том числе и мои книги про Ваганьковское кладбище, и Елены Черданцевой про Донское кладбище).
Радует, что таких книг становится все больше, да и вообще, что выставка развивается, и в последние годы к ней примкнуло целое направление некрополистов, появляются новые интересные конкурсы. Просветительская работа идет, и то, что «Некрополь» поддерживает связь отрасли с Церковью — очень важно.
Беседовала Ульяна Тихонова

0 Комментариев
Рекомендуемые комментарии
Комментариев нет