В своей работе Мораес и его команда опирались на известные научные данные, в том числе на анализ останков Ивана Грозного, могила которого была раскопана в 1963 году советским ученым Михаилом Герасимовым. Также были приняты во внимание известные портреты Ивана Грозного и исторические источники, описывавшие его.
Мораес обратил внимание, например, на то, что изучение останков правителя в 1960-е годы указало на беспорядочный образ жизни, который он вел, переедание и злоупотребление алкоголем.
В то же время в 1816 году историк Карамзин описывал Ивана IV в его молодые годы так: он был "высоким и стройным; у него были широкие плечи, сильные мускулы, широкая грудь, красивые волосы, длинные усы, римский нос, маленькие серые глаза, но светлые, проникновенные, полные огня...".
"Интересным фактом является то, что в его организме было обнаружено большое количество ртути, что заставило некоторых заподозрить отравление, - говорит Мораес. - Но, учитывая привычки того времени, ртуть могли использовать для лечения каких-то заболеваний".
Реконструировать лицо Ивана Грозного удалось за счет комбинации нескольких методов, в том числе с использованием "живых доноров". С их помощью Мораес и его команда измерили толщину кожи на разных участках черепа и полученные данные интерполировали на череп царя.
Также был применен метод анатомической деформации с использованием цифровых технологий. В данном случае тоже понадобилась помощь волонтера. Его лицо и череп исследователи подвергали цифровой трансформации и видоизменяли их до тех пор, пока они не стали соответствовать размерам черепа Ивана Грозного. Это позволило визуализировать расположение глазных яблок царя, его носа, ушей, рта и т.д., основываясь на измерениях, полученных при компьютерной томографии живых людей.
В дальнейшем, с помощью цифровой обработки были изменены черты лица, чтобы оно соответствовало возрасту царя на момент его смерти. На заключительном этапе исследователи пытались восстановить прическу, пигментацию кожи и цвет глаз.
Скульптурный портрет Ивана Грозного, реконструкция М.Герасимова. Фото: Музей истории и археологии Надыма
Стоит сказать, что Мораес использовал в работе бюст Ивана Грозного, созданный Михаилом Герасимовым в 1960-х годах. Однако та скульптура не имела цветного изображения.
"Поэтому мы искали в литературе хоть какую-нибудь ссылку для создания художественной версии и умозрительных элементов приближения реконструкции к реальному лицу", - отмечает Мораес. Если цвет глаз был указан у Карамзина, то о волосах в одном из источников упоминалось, что они были рыжими. Однако к моменту смерти царь уже поседел.
Всего было создано девять изображений Ивана Грозного: три черно-белых изображения без волос, три цветных без волос и три цветных с волосами и одеждой. Они иллюстрируют лицо с закрытыми глазами, поскольку их форму достоверно восстановить не удалось. Относительно пигментации кожи, цвета волос и прически также не было найдено достоверных данных. Но все это восполнило воображение привлеченных к проекту художников.
"У нас получился 3D-бюст, который является результатом объединения всех полученных данных, - поясняет Мораес. - Для нас это был очень интересный опыт, поскольку он включал не только реконструкцию лица, но и изучение истории царя".
Иван Грозный в представлении русских художников
В частности, Мораес использовал редкое прижизненное изображение Ивана Грозного, которое было обнаружено в 2017 году с помощью мультиспектральной съемки на обложке книги "Апостол", изданной в 1564 году.
0 Комментариев
Рекомендуемые комментарии
Комментариев нет