Очень во многих городах старые кладбища превратились в парки — Новосибирск не исключение. О том, что захоронения когда-то были на месте Центрального парка и Берёзовой рощи, известно большинству новосибирцев. Но останки сибиряков, которые жили на месте будущего мегаполиса, находили и продолжают находить и изучать по всему Новосибирску. Часть территорий старых кладбищ забыты и утеряны, и восстановить их можно только по архивным документам и старым картам. Новосибирский краевед, сотрудник Музея Новосибирска Константин Голодяев постарался найти их все, и оказалось, что город буквально построен на костях.
Тысячелетние могилы
Древние поселения с древними же захоронениями сегодня даже не воспринимаются как кладбища с могилами — скорее, как археологические памятники. Таких на территории города было несколько.
Еще одно древнее захоронение, на глубине 1,7 м, было обнаружено при строительстве Станиславского жилмассива — его датировали примерно 6–2 веками до н. э. А один из первых зафиксированных археологических памятников в городе обнаружили еще в 1896 году — его относят к 4–3 веку до н. э.
— Сведений о найденных захоронениях почти нет, а в отчете императорской археологической комиссии, которая проводила там работы в 1896 году, это место названо «могильником, открытым на левом берегу Оби при сооружении железнодорожного моста», — рассказал Константин Голодяев.
Деревенские погосты
В территорию города сегодня входит 12 старых сел и деревень, расположенных по двум берегам Оби, почти у каждой было свое кладбище. В начале XVIII века на берегу Оби было поселение под названием Никольский погост, потом на его месте образовалось Кривощёково. В 2018 году археологи обнаружили, что захоронения здесь уходят даже под фундамент построенной в конце XIX века церкви, а самое старое из них датировали концом XVII века. Причем старое кладбище было многоконфессиональным: здесь нашли
и православные, и старообрядческие, и католические нательные крестики, были даже мусульманские захоронения. Сегодня над ними строят пролеты нового моста.
В XIX веке, когда деревня разрослась, кладбище появилось на другом ее конце, в северной части. Жительница одного из частных домов, которые спустя много лет построили на месте захоронений, рассказывала Константину Голодяеву, что на огороде ее семья находила старые останки.
— Она в детстве находила косички, перевязанные бантиками, а когда пыталась взять их в руки, они рассыпались. Говорила, что они уже привыкли и не замечают этой жути, а когда обратились в райисполком, им сказали, мол, не волнуйтесь, это колчаковцы, враги, они никому не интересны. На самом деле это было кладбище XIX века, — говорит краевед.
Малое Кривощёково было выше по течению Оби — там, где сегодня построен Комсомольский мост. Чуть южнее моста находится насосно-фильтровальная станция. Во время ее строительства рабочие находили разные предметы, от крестиков до винтовок времен Гражданской войны. Погибших на строительстве моста тоже хоронили здесь: сохранились каменные плиты старшего техника на постройке моста А. И. Лукьянова и некоего Степана Половникова — оба погибли в 1931 году.
На левом берегу речки Ельцовки (или Нижней Ельцовки) было кладбище одноименной деревни — и сама деревня, и кладбище отмечены на ситуационном плане 8 ревизии, которая проходила в 1833–1835 годах. Сегодня план к карте города приложить очень сложно. При этом сохранилась часть другого кладбища той же деревни — «Южное-1», самое старое захоронение на нем датировано 1938 годом.
Еще две деревни, Верхние и Нижние Чёмы, почти полностью ушли на дно Новосибирского водохранилища. Но территория кладбища второй деревни сегодня находится на поверхности — в районе ОбьГЭС. Панно «Покорители Сибири» установлено на месте деревянной церкви во имя Михаила Архангела, захоронения были рядом, теперь на их месте — корпуса ГидроОГК. Останки с кладбища перенесли сначала в поселок Огурцово, а в конце прошлого века — еще дальше, за поселок Плановый.
Значимым для будущего города было кладбище села Усть-Иня, которое находилось в районе нынешнего Бугринского моста на правом берегу Оби и существовало с 1720 года. На его кладбище хоронили не только сельчан, но и первых жителей Ново-Николаевского поселка, сегодня на месте захоронений — СТО и корпуса Инструментального завода.
Первых ново-николаевцев сперва хоронили на усть-инском кладбище, но сельчане «чужаками» были недовольны и отправляли их на другой берег Оби — на кладбище Бугров. Бугринское кладбище располагалось на северо-западе от деревни, ближе к Кривощёково. Захоронения здесь сохранялись до 1960-х годов, а потом на их месте построили огромное здание областной больницы.
Впрочем, на карте 1835 года было отмечено другое кладбище Бугров — в военные годы сюда, по словам Константина Голодяева, свозили ядовитые отходы с оловозавода: мышьяк, цинк, стронций. О захоронениях людей здесь забыли, а о ядовитых еще помнили: в 2016 году местные жители вышли на пикеты, чтобы остановить застройку на этом месте. Не помогло: сегодня здесь находятся многоэтажки улицы Пригородной.
Несколько деревень со своими кладбищами вошли в состав Советского района. Например, на месте могил деревни Чербузы сегодня — жилые дома на Демакова и Полевой, школа и бассейн. Еще одно кладбище, Зыряновское, еще сохранилось в глубине Ботсада СО РАН. А в северной части Советского района когда-то было Благовещенское кладбище села Черное, но информации о нем почти нет. Единственное, что о нем напоминает, — ведущая к нему дорога: улица Благовещенская.
Могилы старого города
Рядом в 1915 году было организовано первое воинское кладбище: здесь хоронили сибиряков, павших во время Первой Мировой войны. Предполагалось, что здесь будет установлен и памятник погибшим в той войне, но он так и не появился — ни на кладбище, ни в другом месте. Сегодня над старыми могилами стелется искусственный газон стадиона «Спартак».
В 1911 году в городе открыли сразу два новых кладбища — дальше от центра. Оба сегодня — зеленые зоны. Одно, Закаменское, снесли только в середине 1970-х годов — теперь на его территории строят храм во имя святого страстотерпца царя Николая и собираются обустраивать сквер.
Относительно недалеко находилось когда-то татарское кладбище: долгое время улица Фрунзе, а тогда — Вагановская, обходила его стороной, делая внушительный крюк. В то же время, когда окончательно ликвидировали новое кладбище, закопали и татарское, спрямив улицу: сегодня по бывшим могилам проходят слои асфальта, а над ними высится 12-этажка Фрунзе, 55.
Католическое кладбище в городе тоже долго было отдельным, хотя и небольшим — оно располагалось рядом с костёлом Святого Казимира, который стоял на участке справа от нынешнего ЦУМа. Когда в 1963 году начали строить торговый центр, кладбище снесли вместе с костёлом — остался только памятный камень.
Помимо кладбищ для людей, в дореволюционном Ново-Николаевске было и кладбище для домашних животных, сегодня на его месте — корпуса завода «Комета» на Королёва.
Имена на надгробиях
Именитые революционеры похоронены на территории Сквера Героев Революции, который первоначально был Сквером Павших в годы Гражданской войны: здесь в братской могиле в 1920 году были похоронены и белогвардейцы, и «красные» — всего 104 человека. Здесь же похоронили коммунара парижской коммуны Адриена Лежена (его прах в 1970 году перевезли в Париж), сюда же из «Березовой рощи» перевезли останки Александра Петухова и Федора Серебренникова, позже здесь установили бюст Петра Щетинкина, которому удалось пленить барона Унгерна, — его потом перенесли в другое место. Удивительно, что местом захоронения сквер не воспринимался никогда: здесь проводили экскурсии, гуляли горожане, была эстрадная площадка.
0 Комментариев
Рекомендуемые комментарии
Комментариев нет