— Мы работаем с 2008 года. Он с 2004-го. С самого начала мы с ним судимся, потому что человек не дает права выбора клиентам, — возмущается Кузнецов в беседе с корреспондентом KazanFirst. — У нас здесь шесть «ипэшников». Он делает так, чтобы работал он один.
Как утверждает Кузнецов, конкурент обзавелся связями в администрации. Потому все его обращения ни к чему не приводят.
— Все жалобы направлены были в администрацию, прокуратуру. Сейчас прокуратура отписалась. Отправили жалобу уже в Казань, — рассказал Кузнецов. — Также дополнительно обращение с доказательствами было отправлено в УФАС РТ.
В УФАС подтвердили, что обращение от некого индивидуального предпринимателя, оказывающего ритуальные услуги в Альметьевске, действительно поступило. В жалобе утверждается, что «другой предприниматель вводит в заблуждение клиентов по порядку выдачи разрешения на захоронение». «В настоящее время данное обращение находится на рассмотрении
антимонопольной службы», — пояснили в управлении.
Связи в администрации — то ли есть, то ли нет
По словам Кузнецова, якобы «сообщником» Федорова является недавно покинувший администрацию Альметьевска директор (теперь уже с приставкой «экс») департамента развития Кирилл Сафонов. Довод такой: как-то раз Сафонова с Федоровым вместе видели на кладбище, когда они запрещали копку могилы бригаде Кузнецова.
— Мы оказывали услугу по копке могилы. Сафонов вместе с Федоровым подошли и сказали: «Кто вы такие, вы здесь копать не будете». Копщик позвонил мне, мы начали действовать. С этого все пошло, — объясняет предприниматель. — У Сафонова сейчас все полномочия на кладбище. У нас существует внутренний регламент. Клиент не имеет права просто так зайти на кладбище и ставить памятники без разрешения, которое берется в департаменте. А в департаменте кто был начальник? Сафонов. Вот они и сговорились: этого не пустим, того не пустим.
При этом с работниками департамента ритуальщикам приходится сталкиваться регулярно. Это, например, все смотрители кладбищ. За разрешением на захоронение, согласованием эскизного проекта надгробия — тоже к специалистам департамента. Само собой, на каждом этапе взаимодействия с получателем услуги можно настоятельно рекомендовать одну компанию и совсем не упоминать про другую. Порядок в сфере начал наводить с приходом на должность в июне 2021 года руководитель исполкома города Айнур Исхаков, продолжает Кузнецов.
— Он увидел бардак на кладбище. И начал войну против Федорова. И Федоров сейчас не любит Исхакова. Из-за этого вся война идет. Для Исхакова сейчас важно ЖКХ, — отмечает собеседник KazanFirst.
Правда, сам Сафонов в беседе с журналистом KazanFirst после публикации о своем увольнении подобные обвинения отрицал. Да и проработал на должности совсем недолго — о его назначении объявили только в августе 2023 года, а заявление об увольнении по собственному было написано уже в мае 2024-го. По данным источника издания, Сафонов мог вовсе покинуть Татарстан, перебравшись в более теплый регион. А в комментариях к посту об увольнении о Сафонове и вовсе отзываются как о хорошем руководителе. Объясняя столь скорую отставку порядочностью и попыткой бороться с коррупционными схемами.
Несмотря на заявление о постоянных судебных тяжбах, в картотеке арбитражных дел не удалось найти ни одного иска со стороны ИП Кузнецова. А ИП Федоров значится ответчиком лишь по одному делу. В ноябре 2021 года прокуратура по иску некоего Зигангирова А.А. выяснила, что предприниматель незаконно занял участок площадью в 289 «квадратов», прилегающих к территории, на которой располагается «Альметьевская мемориальная компания». Судья постановил, что участок необходимо истребовать из незаконного владения, а также демонтировать заборы и ворота.
По словам смотрителя кладбищ Расула, случаи, когда могилы копали без необходимых документов, действительно были. Согласно нескольким служебным запискам (есть в распоряжении редакции KazanFirst) от 21, 23 и 25 декабря 2023 года, в каждом таком инциденте были замешаны сотрудники ИП Федорова.
— Было, что хоронят без каких-либо документов. Звоню руководству, спрашиваю, что происходит. Копщики копают — где разрешение? Даже полицию вызывал, — говорит смотритель кладбища. — Первым делом для начала копки должны быть все документы: разрешение, паспорта заявителя и покойного, справка с морга. У нас до этого были случаи, что даже эксгумацию тел проводили.
Конфликты с Федоровым у смотрителя кладбища были и по другой причине. Погосты Альметьевска, по словам Расула, находятся не в самом привлекательном состоянии. Вычистить все это силами одного смотрителя попросту невозможно. Вот он при возможности и начал выдавать под могилы те участки, где накопился мусор.
— Мне самому было бы очень тяжело это все очистить. И начались конфликты. Я говорю, что вы пришли сюда зарабатывать, вот я вам выделил место. Они говорят, что ты за наш счет хочешь вычистить кладбище, — поясняет собеседник KazanFirst. — Потом начал давать где кусты, чтобы выкорчевывали. Начали бросать корни, якобы это должен убирать департамент. Значит, вы заработали серебряники, а я должен потом за вами подтирать это все?
Понять возмущение ритуальщиков в данном контексте можно. В конце концов, на содержание кладбищ профильными департаментами выделяются серьезные средства. А в итоге предусмотренные контрактом услуги как минимум частично сваливают на предпринимателей. Вспомнил Расул и случай, когда на кладбище вместе приезжали Федоров и Сафонов. Правда, в том конкретном инциденте не совсем понятно, в чем был «преступный умысел».
— Подошли родственники, дали квиток, что тело находится в морге. Я говорю, чтобы шли быстренько получать разрешение. А ребята пусть начинают снег выгребать и копать, — рассказывает смотритель кладбища.
Как назло в этот момент на погосте оказались Сафонов с Федоровым, которые потребовали у копщиков представить необходимые документы.
— Приехал лично Сафонов и начал требовать разрешение. Ощущение, что какой-то двойной стандарт. Представьте, у людей трагедия, истерика. В ЗАГСе говорит работница департамента, что не может дать разрешение — запретил Сафонов. Я уже копку прекратил, люди уехали. Насколько понял, они позвонили Айнуру Расимовичу [Исхакову, главе исполкома района], он этот вопрос решил, — резюмирует собеседник KazanFirst.
Чек не требуется: мнение прокурора
По данным источника KazanFirst, знакомого с рынком ритуальных услуг Альметьевска, ситуации, когда ранним утром на кладбищах города за копкой будущих могил застукивают вооруженных лопатами граждан без соответствующих документов, не редкость. Могильщики козыряют той или иной фамилией предпринимателя, оказывающего услуги по организации похорон. И совсем не переживают, что на кладбище в моменте не присутствует смотритель.
В прокуратуре города на обращение Кузнецова пояснили, что для получения муниципальной услуги по предоставлению участка на кладбище нужен совсем небольшой пакет документов. Обычно это заявление, паспорт и свидетельство о смерти, выданное сотрудником ЗАГСа. По данному набору уже специалист департамента развития Альметьевска выдает разрешение на захоронение.
— Учитывая, что данный перечень является исчерпывающим, предоставление иных документов, в том числе договоров на оказание услуг и чеков к ним, не требуется, — пояснили в надзорном ведомстве. — Право выбора лиц, оказывающих ритуальные услуги, в том числе по выполнению работ по копке места захоронения, принадлежит заказчику.
Подробностей прокурорской проверки законности действий Сафонова и Федорова в ответе нет. Однако отмечается, что материалы «направлены в следственный отдел», а исполняющему обязанности директора департамента развития объявлено предостережение.
По другую сторону могилы
Сам Федоров в беседе с журналистом KazanFirst заявил — с Сафоновым за время его службы виделся всего дважды.
— Первый раз, когда его назначили. Он нас всех собрал, чтобы определить правила работы. Второй раз, когда я его уже сам вытащил на это второе кладбище. Он приезжает. Я ему показываю, что в середине кладбища копает бригада. Он подошел и говорит: кто дал команду копать? Расул. Расул не мог и не имел права звать никого на кладбище. Я уже не стал лезть, сел в машину и уехал, — отмечает предприниматель. — Эти доложили Исхакову. Тот решил каким-то образом связать меня с этим Сафоновым. Но у меня никогда с ним никакой связи не было. Я с ним на ножах весь год.
По словам бизнесмена, Сафонов действительно поддерживал позицию: ритуальный бизнес надо вести справедливо. Из-за чего впал в немилость.
— Ритуалка и сейчас у многих ассоциируется с чем-то не совсем законным, прозрачным. Тогда поставил себе задачу — вытащить это все из подвалов, гаражей. Поднять на высокий уровень. Мы должны людей провожать в последний путь нормально. Не в непонятном гробу. Ритуал должен быть на уровне, — рассуждает Федоров.
Сам Федоров в ритуальный бизнес пришел в 2004 году. До этого возглавлял предприятие благоустройства Альметьевска — этакий аналог нынешнего департамента развития, только крупнее.
В Альметьевске предприниматель построил похоронный дом, соответствующий всем требованиям пока не принятого законопроекта об организации похоронного дела. Современный объект, который должен работать в формате одного окна. О строительстве подобного Дома прощания уже в Челнах, к слову, поговаривал и мэр Наиль Магдеев. По словам Федорова, ритуальным бизнесом Альметьевска сильно интересовался и нынешний глава исполкома Айнур Исхаков. Настолько, что якобы даже устраивал своих родственников на ключевые должности.
— Исхаков принял на работу своего родного племянника. Руководить всеми смотрителями. Он уже уволился, сбежал оттуда. Год-полтора покрутился. Когда ушел, даже мне позвонил: «Извините за все, я понял, что не туда попал», — отмечает Федоров в беседе с KazanFirst. — Придумали должность — выдача разрешений. Сначала в департаменте, а потом в ЗАГСе поставили еще один стол, специалиста взяли, зарплату платят. Работник ЗАГСа — ответственный человек, у которого бланки строгой отчетности, компьютер, база. Нет — они свою должность создают. Своего родственника сажает Исхаков на выдачу этих разрешений. Та тоже уже сбежала, — поняла, что не туда попала.
Федоров утверждает, что он неоднократно выказывал недовольство подобной политикой. Что и привело к конфронтации с главой исполкома Альметьевска. Правда, обращения в «куда следует» результата не дали. По мнению предпринимателя, роль здесь также сыграли родственные связи — Айрат Исхаков, брат главы исполкома, является старшим помощником прокурора городского надзорного ведомства.
— Я на него написал 15 писем. Во все органы, куда только можно. Все они в прокуратуре зависли. Никто не дает проходить этим письмам, — отмечает Федоров. — УБЭП начинал крутить — им дали по рукам — не лезьте. Вот и все.
Предприниматель уверен, что и обращение Кузнецова появилось не просто так.
— У него нет рекламы в городе. Как люди к нему попадают? На втором кладбище работает Расул. Люди идут к нему. Он говорит, что кладбище закрыто, но он решает вопрос. До Расула — статистика неумолима — наша компания копала 20-25 могил в месяц на этом кладбище по заказу. Как Расул пришел — ни одной заявки. А могилы каждый день там, — заявляет предприниматель. — Вот на чем весь бизнес у них построен. А тут Федоров влезает и хочет сделать, чтобы было справедливо. Но если справедливо, каким образом человек к нему попадет? Кто поедет на остановку «Ямашьнефть» к нему?
Власти стоят в сторонке
В беседе с журналистом KazanFirst Исхаков предпочел не комментировать заявления по поводу прошлых мест работы родственников. Однако отметил, что по закону власти не могут вмешиваться в бизнес. Потому и в этой ситуации администрация остается в стороне.
— Когда ко мне пришел Кирилл Сафонов и заявил, что хочет убрать смотрителя Расула — дескать, тот берет взятки — я ему сказал, что если будут доказательства, то, конечно, надо действовать. А беспочвенно обвинять человека не стоит. Расул пытался навести порядок, а кому-то это, видимо, было не надо, — отмечает руководитель администрации Альметьевского района. — Для меня главное, чтобы все было оформлено правильно, по закону. А к кому жители обращаются — это решают они сами. Это официальная позиция администрации.
Правда, в стороне от ритуалки администрация Альметьевска была не всегда. Например, в августе 2023 года УФАС по Татарстану выявило признаки нарушения конкуренции со стороны исполкома района. Постановление местных властей передавало часть услуг (доставка тел с места их обнаружения до морга и потом на кладбище, а также подготовка документов) муниципальной организации под названием Медицинский центр детоксикации «Визит». Тогда как федеральный закон предполагает, что подобные услуги может оказывать любой «хозяйствующий субъект».
По итогу разбирательства исполком был признан нарушившим закон о защите конкуренции, пояснили KazanFirst в УФАС. Администрации выдали предписание: изменить порядок организации деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела. Исполнено оно было в срок. А должностное лицо еще и оштрафовали на 15 тысяч рублей.
Чем закончится история нынешней ритуальной борьбы, пока непонятно. В тех же Челнах подобное разбирательство с участием УФАС и даже заведением уголовного дела на начальника кладбища Ришата Шайхулова закончилось ничем. А в исследовании KazanFirst эксперты сошлись на мысли, что навести порядок в этой сфере сложно без желания со стороны именно властей и законотворцев. Слишком много аспектов ритуального бизнеса пока остается в «серой» зоне. Хотя положительные примеры (например, оцифровка кладбищ Казани) есть и в Татарстане. Аналогичный процесс с инвентаризацией и оцифровкой кладбищ в Альметьевске планировали завершить в 2024-2025 годах.
Авторы материала — Андриан Краммер, Даниил Ляпунов
0 Комментариев
Рекомендуемые комментарии
Комментариев нет