Круглые сутки на Морском кладбище работает единственный на весь Владивосток крематорий. В день через него проходит по 7-8 тел усопших, церемонии прощания идут одна за одной. Стоит это со всеми дополнительными расходами на похороны почти так же, как погребение в землю. Однако сами владивостокцы стали чаще желать кремации в своих завещаниях, и такие услуги за 20 лет стали востребованнее в четыре раза.
Крематорий находится на территории Морского кладбища, является муниципальным и относится к МБУ «Некрополь». Его построили в 2000 году, а запустили – в 2001-м. Количество кремаций растёт каждый год – в среднем на 10%. Если до 2010-го проходило не более 600 кремаций в год, то с 2010 по 2015 годы их было уже около 1500. В 2020-2021 году из-за пандемии потребность в услугах крематория выросла в два раза. А в прошлом году на Морском кладбище было кремировано 2440 человек.
Правила и церемонии
Здание крематория – из кирпича с чёрными колоннами и чёрной надписью над входом. Рядом с ним большая парковка на 50 машиномест. Отсюда попадаешь в административную часть крематория. Здесь оформляют тела, когда их привозят на кремацию, сюда же приезжают родственники умерших, чтобы заранее узнать, как всё устроено.
Всего в день проходит 7-8 кремаций, прощания идут в течение всего рабочего дня. Выглядит это так. Подъезжает катафалк, сотрудники ритуального агентства (реже – родственники) показывают свидетельство о смерти, разрешение на захоронение или кремацию, справку об отсутствии кардиостимуляторов – взрывоопасные элементы устройства могут повредить оборудование. Пострадавшим от насилия или участниками уголовных разбирательства необходимо разрешение следственного органа – после кремации необходимые следствию экспертизы уже не провести.
После обязательной регистрации в журнале (потом эти записи обязаны храниться в архиве), сотрудники крематория начинают готовить прощальный зал. В здании их два – малый, в который можно попасть из административного крыла, и большой, которым чаще всего и пользуются, к нему есть отдельный вход с улицы.
В крематории работают два церемониймейстера. По желанию родных и близких они могут провести церемонию прощания. Чаще всего люди соглашаются, впрочем некоторые хотят проводить родных в последний путь без посторонних. Прощание обычно длится 25-30 минут. После окончания церемонии гроб с телом на постаменте, цветами и венками плавно, через бархатные красные шторки движется к печи.
Как работает печь
В помещение, в котором происходит кремация, посторонним не попасть. Здесь довольно шумно – над печью постоянно работает мощная вытяжка. Кремационная печь – главный механизм в комнате.
«Эта печь 1965 года постройки, американская. Мне рассказывали, что она была во Вьетнаме, а потом, в начале нулевых, каким-то образом через Японию уже в модернизированном виде попала к нам, когда открывался крематорий. Их было две таких. Вторую отдали в крематорий в Подгороденку в Артём, потому что в начале нулевых кремация у нас была не очень востребована – всего 5-7 в неделю», – рассказывает Денис Измайлов, директор крематория на Морском кладбище.
Процесс кремации длится около трёх часов при температуре 1000-1100 °С. После этого – полчаса на остывание печи и на то, чтобы изъять прах. Печь работает и днём, и ночью, но, несмотря на это, говорят, не ломается. Раз в год для неё проводят капитальный ремонт – вся конструкция разбирается до каркаса из шамотного кирпича и в случае необходимости отдельные элементы заменяются.
«Печь работает на дизеле. Поджигается форсунка, а оператор следит, чтобы температура была правильной и постоянной. Когда к нам пришла печь, она могла сама автоматически подстраивать температуру и доливать топливо. К сожалению, на нашем топливе долго она не проработала, пришлось её немного модифицировать. Из автоматики остались поднятие шторок, зажигание, поддув», – уточняет Денис Григорьевич.
В печь, помимо опасных элементов кардиостимулятора, нельзя помещать крестики, драгоценности, медали, нагрудные знаки – всё это изымают ещё в морге и передают родственникам. Но, например, титановые протезы можно сжигать. После выемки праха все металлические части (это ещё могут быть, например, гвозди от гроба) специальным магнитом убирают. По желанию родственников титановые протезы крематорий отдаёт вместе с урной.
Не все останки сжигаются – крупные фрагменты, например суставы и некоторые кости, не сгорают, а становятся рыхлыми. Их помещают в установку-кремулятор – по большому счёту, электрический измельчитель. В среднем прах человека массой 70 кг после сжигания весит около 250-300 грамм.
У процесса кремации есть нюансы. Например, размер топки у печи ограничен, поэтому в редких случаях крематорий вынужден отказывать клиентам, у которых слишком большой гроб. А тела умерших от рака или туберкулёза, прошедшие химиотерапию, труднее поддаются сжиганию, поэтому в такие дни количество кремаций сокращают до 5-6.
Отдают прах на следующий день после кремации или день в день, если загруженность крематория небольшая. Если урну планируется захоронить, а место ещё не готово, крематорий может хранить прах несколько недель или даже месяцев, это бесплатно. Зимой, когда грунт мёрзлый, крематорий до весны одновременно может хранить более 100 урн. Каждая из них подписана так же, как был подписан гроб перед сжиганием.
Байки про крематорий
«О работе крематория ходят много легенд. Что мы якобы снимаем вещи с тел, а в конце дня самый старший сначала берёт себе лучшее, а потом разбирают остальные. Или что гробы мы не сжигаем, а себе оставляем. Или что весь прах вместе хранится, а достаётся потом, в конце дня. Это, конечно, всё полная чушь», – подчёркивает директор крематория Денис Измайлов.
Как отмечает директор МБУ «Некрополь» Виктор Рыкованов, такие слухи появляются из-за того, что люди не видят, как гроб помещают в печь, ведь в техническое помещение с другими гробами посторонних людей никто не пустит.
«В Москве и Новосибирске уже давно есть залы прощания с видеосъёмкой, трансляция ведётся из кремационного зала. Для некоторых увидеть погружение в печь – важно. Поэтому мы тоже планируем сделать такую услугу», – уточняет Виктор Рыкованов.
Домашних животных на Морском кладбище не могут кремировать. Для этого должна быть специальная установка – её здесь нет, а по санитарным нормам сжигать тела людей и трупы животных на одном оборудовании запрещено.
Кремация или погребение
По словам Виктора Рыкованова, по муниципальным тарифам, весь комплекс услуг по кремации стоит 27 тысяч рублей, захоронение обходится в 30 тысяч. Стоимость аренды ниши колумбария – 27 тысяч рублей за 20 лет, а землю на кладбище муниципалитет предоставляет бесплатно.
«Становится популярнее тренд на экологичность, и сами люди стали чаще такое желать в завещаниях. Мы видим, что и наш колумбарий на Лесном кладбище востребован: в этом году заключено уже более 100 договоров, в среднем заключаем по 7-10 договоров в неделю», – отметила начальник управления городской среды Наталья Руденко, в чьём ведении находится МБУ «Некрополь».
При этом, по статистике «Некрополя», только 30% урн захоранивают в колумбариях, 50% – в земле, остальные 20% хранят дома или развеивают прах.
В остальном же дополнительные расходы на проводы в последний путь те же – в любом случае нужны гроб (без него в крематорий не примут), ритуальная одежда, цветы, венки, катафалк, рабочие для обслуживания похорон и прочее. У «Некрополя» на сайте есть тариф – «Особый» за 75 тысяч рублей, описанный как достойные похороны по честной цене. Разница между погребением и кремацией выходит всего 572 рубля 19 копеек. При этом в стоимость похорон входит только временная плита из мраморной крошки – не гранитный памятник, а в цену ниши в колумбарии не включены захоронение урны с прахом – плюс 3000 рублей и мемориальная портретная плита – это ещё от 5000 до 25 000 рублей.
Ещё один важный момент – сроки похорон. На кладбище очереди нет, а крематорий придётся подождать два-три дня. Хотя, например, во время пандемии бывало, что морги задерживали тела и кремация могла производится через 7-10 дней с момента записи.
«Пандемия закончилась, а потребность в кремации – нет. Есть крематорий на Подгороденке, но туда не всем удобно добираться. Также многим нравится именно наши залы, поэтому люди даже готовы ждать. Мы сейчас планируем закупку второй печи. Основные фирмы в этом сегменте чешские и китайские, но мы их не рассматриваем, учитывая проблемы страны с импортом. Будем покупать российскую, она стоит около 20-25 млн рублей», – подытожил директор «Некрополя» Виктор Рыкованов.
0 Комментариев
Рекомендуемые комментарии
Комментариев нет